Любимые книги могли быть написаны и по-иному.
Неизвестные Стругацкие
От «Града обреченного» до «Бессильных мира сего»: черновики, рукописи, варианты.
Сост. Светлана БОНДАРЕНКО
Донецк: Сталкер, 2008.- 510стр.
Тираж 5 000 экз.
Это уже четвертая книга исследования творчества Аркадия и Бориса Стругацких. Причем три четверти содержания — тексты самих братьев. То, что они выбросили при формировании окончательного канонического текста. А также некоторые документы, сопровождающие первую публикацию или непубликацию того или иного произведения. Стругацковедам (их еще называют «люденами») известно, что детская сказочная повесть «Экспедиция в преисподнюю» выросла из сценария мультфильма «Погоня в Космосе, или По следам «Космического негодяя».
В книге публикуется сценарная заявка Стругацких. Сценарий этот сначала очень понравился Хитруку, через некоторое время — Котеночкину, но потом на него пала начальственная резолюция (в том смысле, что такие мультфильмы советскому народу не нужны), и он перестал нравиться кому бы то ни было. Достаточно подробно рассказывается о так и не написанных произведениях авторов — «Повести о Горбовском», историческом романе «Еврей Натан» — о революции, гражданской войне и Большом Терроре, и продолжении трилогии о Максиме Каммерере «Белый ферзь». Последняя повесть должна была заключить весь цикл произведений о светлом мире Полудня.
В ней Максим с риском для жизни пробирается в загадочную Островную Империю, через внешний ее круг, где сконцентрировались подонки, насильники и убийцы, с помощью которых Империя ощетинивалась против всей остальной ойкумены. Попав в самый центр этого государства землянин ХХ!! века неожиданно для себя обнаруживает, что там обитают люди, не отличимые от него — умные, высоконравственные, дружелюбные и талантливые. Для него это шок: он пытается понять, как стыкуется нестыкуемое, и слышит от одного из высокопоставленных аборигенов: «А у вас разве все не так?». «Нет, не так!» — пытается объяснить Максим. «Да вы просто не знаете своего мира, — слышит он в ответ. — Кто-то для вас и без вас его придумал, а вы не догадываетесь об этом».