Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

30 июня 2009 13:49
0
1762


Уважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович!

Обратиться к Вам с открытым письмом меня побудили два события. Опубликованный 16 июня Указ Президента РФ №660 от 11.06.2009, в соответствии с которым Президент поручает Правительству РФ в шестимесячный срок обеспечить передачу в собственность Омской области пакет акций ОАО “Омский аэропорт”. И опубликованная на сайте “Омская губерния” информация о заседании областного правительства, посвященного этой тематике. На котором была сформулирована задача поставленная губернатором области: — «ускорить процедуру передачи акций и имущества…» и: «помимо собственных ресурсов и возможностей рассчитываем на федеральную поддержку».

Примечательно как менялась цена вопроса строительства нового аэропорта по версии областного руководства. Сначала 5,3 млрд. руб. затем – 7,5 (цифра, указанная в Указе) и вот, не прошло и недели после его подписания, как директор бюджетного учреждения Омской области «Дирекция строящегося аэропорта Омск — Федоровка» господин Берман, в интервью областной газете, озвучил уже 13,2 млрд. рублей. Причем с поправкой, что «эта сумма докризисная и цена проекта увеличится. Конечный ценник определится в разработанном совместно с инвестором проекте».

Получилось стопроцентное подтверждение наших прогнозов развития ситуации. Сначала: дайте нам пакет акций действующего аэропорта в собственность мы сами за счет средств областного бюджета и средств имеющегося у нас инвестора построим новый современный аэропорт. Затем, еще как говорится, чернила на подписанном указе не высохли и до передачи в собственность еще полгода,- дайте денег из федерального бюджета, своих де маловато, да и с инвестором тоже пока напряженка. Его просто нет.

Судя по нашей Омской официальной прессе последнего времени — кому только не предлагалась роль этого пресловутого инвестора взамен земель занимаемых ныне действующим аэропортом. И чехам и немцам, но все вежливо отказывались. Мол, не девелоперы мы и бартером не занимаемся. Ведь любому даже не специалисту понятно, что на месте бывшей стройки под названием аэропорт Омск – Федоровка ничего уже построить невозможно, ни за 7,5 млрд. рублей и за 13,2. Этому недострою скоро будет 30 лет, из которых более 17 лет он стоит брошенный, без окон, без дверей, в буквальном смысле слова утопая в болоте, образовавшемся на его территории за эти десятки лет из-за отсутствия элементарного дренажа и сбросного коллектора. Продекларированные 700 тыс. пассажиров в 2012 году, которые будут вылетать из нового аэропорта, абсолютно нереальная цифра. Тем более сейчас, когда в условиях финансового кризиса и резкого снижения платежеспособности населения Омской области пассажирооборот в аэропорту за пять месяцев текущего года уменьшился на 25,5%. Но даже эта нереальная цифра составит в новом аэропорту всего лишь десятую часть его проектной нагрузки. Значит, если каким-то чудом новый аэропорт будет построен, то станет банкротом одновременно с вводом его в эксплуатацию или надолго сядет на шею областного бюджета с дотацией без малого в миллиард рублей ежегодно. Это подтверждают расчеты специалистов, как аэропорта, так и отраслевой науки.

Как мне говорят в областном Правительстве – это вопрос политический. Правда, классик говорил политика – это концентрированное выражение экономики. А здесь как мы видим экономикой и не пахнет. Но Бог с ней, с наукой, и экономикой Я прекрасно понимаю, что Указ Президента никто отменять не будет (хотя это был бы самый идеальный вариант), но минимизировать последствия от его реализации, думаю, все же необходимо. На мой взгляд, при подготовке соответствующих документов по передаче в областную собственность федерального аэропорта, необходимо предусмотреть некоторые ограничения и гарантии.

1. В соответствии с действующим законодательством передача федеральных аэропортов допускается в региональную собственность, но никак не в частную, как это предусмотрено в Соглашении, подписанном между Правительством Омской области и Росавиацией. Т.е. в соответствии с Указом Президента № 660 пакет акций Омского аэропорта фактически передается не в собственность субъекта РФ, а частному инвестору, имя которого не известно и с большой степенью вероятности его пока просто не существует. Не хотелось, бы получить новое Пикалёво или как на Дальнем Востоке вам не пришлось бы в недалёком будущем думать, как вернуть аэропорт из частной в государственную собственность. Тем более что Омский аэропорт, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 340-Р от 20.03.2008 г., является одним из 52 аэропортов, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации. В этой связи, думаю, будет не совсем правильно, передавать контрольный, а тем более 70% пакет акций, как планируют областные власти, инвестору. Тем более иностранному. Ведь омский аэропорт является одним из элементов опорной сети аэродромов Российской Федерации. Контрольный пакет, если его нельзя оставить в федеральной собственности, должен быть в государственной собственности субъекта РФ, с передачей инвестору только блокирующего пакета в 25,5%.

2. Передача пакета акций эффективно работающего предприятия из федеральной собственности в областную, идея, в общем-то, не плохая. Для нашего нищего областного бюджета добавка нескольких десятков миллионов рублей дивидендов по акциям, которые мы регулярно выплачиваем собственнику – будет хорошим подспорьем.

Но строительство нового аэропорта, неважно, на новом месте и уж тем более на месте недостроя в Фёдоровке, идея абсолютно абсурдная. Особенно в условиях финансового кризиса. Считаю отвлечение средств федерального и областного бюджетов для строительства заведомо убыточного предприятия с загрузкой в десять раз меньше своих проектных возможностей – экономическим преступлением. В этой ситуации необходимо любые предложения нового собственника о масштабном строительстве «мультимодального транспортного узла международного значения» с привлечением средств как областного, так и федерального бюджетов без должного экономического обоснования и защиты ТЭО, категорически запретить. Тем более сейчас, когда экономическая ситуация на авиационном транспорте очень сложная. Только в 1 квартале текущего года по данным Министра транспорта РФ Левитина И.Е. был получен отрицательный сальдированный результат в размере 17,5 млрд. рублей.

В связи с выходом Указа о передаче пакета акций в областную собственность у действующего аэропорта, эффективно работающего даже в условиях кризиса возникли серьёзные проблемы. Для нормального функционирования любого предприятия, естественно, нужны кредиты. Но для любого банка, особенно в нынешних условиях ожидания второй волны финансового кризиса, смена собственника – серьёзный стоп-фактор.

Омские банки, напуганные растиражированными заявлениями областного Правительства о скорой передаче нашего предприятия в областную собственность и, зная о планах «мегастройки века», не рискнули заключать договора по кредитованию аэропорта. Тем более памятуя, как в 1996 году губернатор области Полежаев ЛК уже пытался заставить действующее предприятие брать кредиты и на них достраивать аэропорт Омск – Федоровку. Где бы мы сейчас были, выполни я тогда его требования.

Только в Москве один из банков удалось уговорить заключить договор, убедив его, что для передачи аэропорта в областную собственность и строительства нового нет предпосылок. 23 июня мы должны были представить кредитный договор на утверждение Совету Директоров. Ошиблись. Вышел Указ и банк подготовку договора, понятное дело, прекратил.

Тогда мы направили письмо руководству области с предложением урегулировать данную ситуацию и под свои гарантии, как будущему собственнику аэропорта, решить проблему кредитования. Но есть большие сомнения, что мы получим положительное решение. Так же вызывает большие сомнения то, что какой-либо банк в этих условиях под областные гарантии все же рискнёт прокредитовать аэропорт. Все прекрасно понимают, что цели строительства нового аэропорта – не развитие воздушного транспорта в регионе и уж тем более не забота об экологии и безопасности горожан, а земли, занимаемые существующим аэропортом. Часть которых уже успели продать еще до получения предприятия в областную собственность. При такой экономической политике банки понимают, что никогда не вернут свои деньги.
Итог достаточно печальный. Действующий аэропорт на существующем месте ни областной власти и тем более тем коммерческим структурам, которым незаконно продали земли аэропорта, ни под каким видом не нужен. Смею предположить, что в этот полугодовой переходной период будет сделано всё возможное для доведения предприятия до неплатёжеспособности и банкротства. Только тогда областное руководство сможет объяснить почему получив в собственность аэропорт они не смогли за три года построить Федоровку за 7,5 млрд. рублей и почему нет пассажирооборота в 700 тыс., как обещали при подготовке Указа Президента.

Так уж получилось, что я руководил Омским аэропортом более 20 лет. Разные времена мы переживали. Обвал экономики начала девяностых. Приватизация. Кризис 1998 года, нынешний кризис. Но всегда коллектив предприятия достойно выходил из всех этих ситуаций. При уменьшении объемов перевозок в семь раз, в девяностые, мы не только удержали предприятие от банкротства, но и получили статус международного аэропорта и вышли на уровень стабильной прибыльной работы. Имея при этом уровень заработной платы один из самых высоких в отрасли. Выше чем в Омском аэропорту зарплата персонала только в аэропортах Московского аэроузла. При приватизации мы не допустили вывод из предприятия наиболее ликвидных видов деятельности, а наоборот присоединили то, чем раньше аэропорт не занимался. Например, приготовлением бортового питания, забрав себе этот рентабельный вид деятельности у городского общепита.

Показателем эффективности работы предприятия красноречиво говорит тот факт, что в условиях мирового финансового кризиса и падения объема перевозок, в июне нынешнего года нами получена прибыль в объеме равном прибыли июня прошлого года. Докризисного периода. Антикризисные меры, которые были реализованы на предприятии, были и правильными и своевременными.

В сложившихся условиях, когда новый собственник практически определен и обозначил, как он собирается этой собственностью распорядится, не считаю для себя возможным находиться на должности генерального директора предприятия, судьба которого предрешена. Быть номинальным получателем зарплаты генерального директора, и не влиять на процессы, происходящие в аэропорту, я не привык и не буду. Всегда принимал решения сам и нес за них ответственность. Но раз эффективная работа аэропорта никому не нужна, — я ухожу. Аэропорт оставляю в хорошем состоянии. С прекрасной высокопрофессиональной командой, как управленцев, так и специалистов. Уверен, что почти полторы тысячи прекрасно подготовленных авиаторов максимально сневелируют готовящиеся решения областных «специалистов», обеспечив регулярность и безопасность полетов в Омском аэропорту.

В завершении своего открытого письма хочу сказать вам, что мне действительно нравятся те изменения, которые стали происходить в стране после 2000 года и сейчас. Больше внимания стали уделять эффективности экономики и социальной ответственности бизнеса. Борьбе с коррупцией на все уровнях. Но на примере ОАО «Омский аэропорт» могу с очень большой степенью вероятности предположить, что вам этого сделать не дадут. По крайней мере, в ближайшей перспективе. Иначе чем можно объяснить то, что с невиданным упорством пытаются сделать с федеральным аэропортом.

Почему, не смотря на решение суда о незаконности продажи земли на территории действующего аэропорта и прямое указание Росимущества РФ вернуть ее в федеральную собственность, ТУ ФАУГИ по Омской области просто игнорирует его и пускает арбитражный процесс по второму кругу?
Почему «коммерсанты» по сфабрикованным документам взыскали с федерального предприятия миллионы рублей, а наши претензии четыре раза отправляли назад. И только в ответ на депутатский запрос, по прямому указанию Генеральной прокуратуры, местные правоохранительные органы возбудили уголовное дело по факту мошенничества. Но деньги никто не собирается нам возвращать. Более того генеральный директор и совладелец этой фирмы, некто Ященко Д.И. почему-то принимает активное участие в формировании новой команды, которая придет к управлению аэропортом после передачи его области. Информирует моих замов кого они оставят, а кого уберут.

Почему продолжается, опять-таки не смотря на решение суда, строительство высотных зданий в непосредственной близости от аэропорта, а прямо под глиссадой обустраивают птичий заповедник, затрачивая на это миллионы бюджетных денег. Все это напрямую угрожает безопасности полетов и если это не прекратится, то действующий аэропорт нужно будет закрывать.

Убежден, что если это письмо, все-таки попадет к вам на стол, и вы направите сюда в Омск своих специалистов, им будет, что здесь посмотреть.

Один большой чиновник из Минтранса РФ, как-то в порыве откровения, спросил меня: — «Тебе это зачем? Собственность же не твоя. Чего бьешься? Мне тоже много чего не нравится, но я же молчу».

Холопская философия. Поэтому так и живем. Я понимаю, что, наверное, глупо идти, напролом. Разные возможности, разные весовые категории. Но у Ремарка по этому поводу есть замечательная фраза:  «Только глупец побеждает в жизни, умник видит слишком много препятствий на пути к цели и теряет уверенность, не успев еще ничего начать».
Надеюсь, у меня все же получится.

С искренним уважением
генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» Круглов С.Ф. 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.