СКЛАДЫВАЮЩАЯСЯ СИТУАЦИЯ В СФЕРЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
В условиях падения платежеспособного спроса некоторая часть розницы выходит из бизнеса (ожидаемые прогнозы — до 25%), перекладывая значительную часть своих кредитных обязательств на поставщиков товара. Действующие розничные сети начинают диктовать завышенные требования к компаниям-поставщикам по времени предоставления товарного кредита. Одновременно производители продукции сокращают сроки предоставления товарного кредита оптовым компаниям, стремясь перейти в режим предоплаты. Это «загоняет в ножницы» оптовых поставщиков и вынуждает их заниматься не свойственной для них сферой деятельности — кредитованием в условиях повышенного риска за счет собственных ресурсов, а не за счет механизма привлечения свободных денежных средств (пассивов), который находится в зоне компетенции банковского сектора. Данная тенденция способствует разрушению функции логистики — одного из определяющих элементов существования системы торговли.
ПРОБЛЕМЫ ОМСКОГО РЫНКА
Схема действий собственников омской сети магазинов «Пятерочка» по уходу от поиска решений, связанных с возвратом кредиторской задолженности поставщикам продукции, породила цепную реакцию невозвратов со стороны розницы. На омском рынке торговли наметилась устойчивая тенденция на разрушение механизма доверия в предпринимательском сообществе. Если эту ситуацию пустить на самотек, особенно сейчас, в условиях выживания, то появится образец действия и новый ориентир, что так можно поступать. Почему новый? Потому что в условиях стабильности и роста экономики предпринимателей от подобного рода действий останавливает их РЕПУТАЦИЯ, на которую ориентируется предпринимательское сообщество при выстраивании деловых отношений друг с другом, особенно в период активного развития бизнеса. А сейчас считается, что репутацией можно пренебречь, т. к. потом все можно списать на кризис. И вместо объединения и мобилизации сил формируется тренд разобщенности и подозрительности, на преодоление которого потребуется не только значительное время, но и выращивание нового поколения предпринимательского сообщества.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ СОБРАНИЯ
1. Создание омского закупочного Союза, как одного из способов недопущения разрушения доверия в предпринимательском сообществе в период кризиса и как коммерческой силы, соразмерной крупным продуктовым сетям и групповым интересам сельхозпроизводителей.
2. Переход к цивилизованному рынку торговли в регионе, суть которого обусловлена общими правилами взаимодействия, балансом экономических интересов его участников и организацией специальных механизмов их поддержания, а также возможностью получения коммерческой прибыли на постоянной основе при выполнении общепринятых правил.
3. Принципы построения совместного взаимодействия исходя из логики:
— «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» и решение возникающих общих проблем на коммерческой основе по мере их поступления.
— Поддержание экономической справедливости среди участников рынка торговли продуктами питания и сопутствующими товарами.
— Информационная открытость рынка и формирование условий взаимодействия с его участниками в зависимости от их репутационного рейтинга.
ВЫБОР
Проблемы, наметившиеся на омском рынке продуктов питания, проявили реальную систему отношений между предпринимателями, которая основывается в большей степени на стандартах превосходства и силы одних участников рынка над другими, чем на стандартах баланса экономических интересов и экономической справедливости. И тот и другой подход имеет право на жизнь, нужно только понимать последствия этих подходов.
Предлагаем Союзу предпринимателей и Союзу торговли сформировать свое отношение к проблеме «Пятерочки» либо как частной, либо как требующей общественного внимания.
Относительно сделанного ими выбора будет зависеть структура и логика действий омского закупочного Союза.
Инициаторы проведения собрания:
Галина БОЙКО,
Сергей ГАНЧАРУК,
Валерий МАЛИНОВСКИЙ