В «Коммерческих вестях» № 29 от 22 июля 2009 года опубликована статья «Казанцы предъявили права на «Омичку», в которой говорится о претензиях крупнейшего казанского переработчика молока ОАО «ВИМИН Татарстан» к ООО «Омский завод плавленых сыров» по недобросовестному приобретению и использованию исключительных прав на логотип «Омичка». ОАО «ВИМИН Татарстан» просит ФАС России для начала оштрафовать омичей на сто тысяч рублей, а в дальнейшем прекратить использование этого логотипа, что практически означает остановку производства любимейшего многими поколениями омичей продукта.
Выпускать сладкий сырок под каким-либо другим наименованием – это потеря целого сегмента потребительского рынка. Как же получилось, что исконно омский товар, входящий в сотню лучших, уходит в Татарстан? Если смотреть в корень происходящих явлений, то все становится ясно. На многих предприятиях, ранее имевших патентные службы, они сокращены до одного человека или вообще устранены как ненужные рудименты, а ведь только специалисты этих служб, имеющие специальное образование, в состоянии отслеживать патентную ситуацию и предпринимать соответствующие меры по защите исключительных прав предприятий.
Еще надо пояснить, что разработанная омичами рецептура никакого отношения к владению исключительными правами на логотип не имеет. С того момента, когда казанцы получили свидетельство на товарный знак, они вправе делать с ним что угодно: уступать право на логотип за определенную сумму, любому лицу, в том числе и нам, омичам, запрещать использовать его всем на территории России, заявлять права на логотип за границей с экспортом продукции или образованием совместного предприятия по выработке нашего родного сырка, да мало-ли что еще придумает конкурент.
Старый добрый сырок «Омичка» может вообще полностью поменять свой имидж и стать, например, этаким «мачо» с ударной дозой перца чили. А кто запретит-то? И скажут потом где-нибудь про наш родной сырок: «Какая гадость этот ваш плавленый сырок «Омичка». Тут и конец престижу. Авсего-то и надо было, что запатентовать товарный знак, рецептуру и технологию сырка. Но не готовы некоторые руководители предприятий к цивилизованной конкурентной борьбе. Привыкли они к другим действиям. А ведь есть примеры в Омске, когда бизнесмены патентуют и товарные знаки, и изобретения, и полезные модели, и промышленные образцы, и программные средства, обеспечивая тем самым защиту своей коммерческой деятельности, продукции и услуг.
ВпрочемОмскому заводу плавленых сыров отчаиваться рано. По данным с официального сайта Роспатента, товарный знак «Омичка», действующий до 2012 года, принадлежит ООО «Омский завод плавленых сыров» по договору об уступке товарного знака с прежним правообладателем — ООО «Производственный комплекс «Омский» (договор зарегистрирован в Роспатенте 23.10.07 под номером РД0028068). А вот что делать с конкурентом, выпускающим совсем не тот продукт, потребительские качества которого заложили и поддерживали омичи, это уже тема для другого разговора.