Говорить про омский кинематограф – это все равно, что рассуждать о штрихах в пробеле (острота о «штрихах» принадлежит ЧЕСТЕРТОНУ). «Омский кинематограф» — то, что означает отсутствие, и обозначает парадокс: омского кинематографа нет, а кинематографисты–омичи – есть. На прошедшем недавно в Петербурге кинофестивале, основанном Александром САКУРОВЫМ, «Послание человеку» документальная лента «Занавес» омича Владимира ГОЛОВНЕВА стала победителем фестиваля.
«Занавес» — остроумный и чуть ироничный взгляд на атмосферу обитателей провинциального театра. Актеры Ирбитского театра полны амбиций, в собственном сознании они – звезды, которым пока еще не повезло, и вместо того, чтобы ходить по красным дорожкам различных фестивалей, они вынуждены участвовать в постановках на тему «Доктора Айболита» и колесить на старом автобусе неопределяемой марки по уральским поселкам, развлекая детвору в домах культуры и спортивных залах сельских школ. До Екатеринбурга от Ирбита – двести километров и целая вечность. Никто из артистов не сделает попытку изменить свою жизнь, и в итоге выйдет мученик, вовремя не замеченный гений районного масштаба. Двадцать с небольшим минут, что длится «Занавес», дают представление обо всей духовной ситуации русской глубинки. «Перед публикой кривляться – это наша судьба», — произносит в фильме реплику провинциальный режиссер. Судьба! Этим вводится теологический принцип в восприятие среды, действия, выбора, ответственности. «Судьба» объясняет все: хотелось бы иной, но боги неблагосклонны к нам, следовательно, чего и стараться. Острое неприятие ситуации и смирение перед ней – русский парадокс. Насколько эта тема является авторской в смысле обращения к ней как попытке разобраться с самим собой? Здесь можно смело сказать, в плане личностном актуальность темы для Владимира ГОЛОВНЕВА нулевая. ГОЛОВНЕВ выступает свидетелем, имеющим преимущество отстраненности, что позволяет проявить художественность без ущерба для объективности.
Где можно посмотреть «Занавес»? Нигде! Можно взять диск у автора, у друзей автора, но в прокате картины не будет, федеральные телеканалы для документального кино закрыты. «Занавесу» уготована фестивальная судьба. Попав в программу одного престижного кинофестиваля, фильм теперь обречен появляться в программах различных прочих фестивалей. Фестивали – гетто современного авторского кино, но и возможность общения и профессионального роста. И это делает ситуацию в российской культуре в целом очень похожей на ситуацию с героями фильма ГОЛОВНЕВА. Несмотря на диаметральную противоположность духовных знаков, все объединено тем фактом, что между творцами и реальной полнотой бытия – тяжелый занавес.