21 июля 2009 года совет директоров ЗАО «Банк Сибирь» назначил Кадырхана БАЙМУХАМБЕТОВА на должность председателя правления этого банка. И вот что он рассказал обозревателю «КВ» Екатерине СЕРВАХ о задачах, которые стоят сейчас перед банком, и о том, каким образом планируется их решать.
— Вы приехали к нам из другой страны. В чем, на ваш взгляд, состоит разница между Россией и Казахстаном?
— С самого начала у меня сложилось мнение, что уровень жизни здесь ниже, но цены выше, чем в Казахстане. Это во-первых. А во-вторых, качество услуг не очень высокое. Я сравниваю не только с Алматы, но и с Павлодаром, Петропавловском. Еще я был очень удивлен, когда узнал, что в регионе работает более 70 банков. В Казахстане их всего 36, но довольно крупных.
В Алматинском филиале АТФБанка, где я работал до приезда в Омск, трудится более 600 человек, а ссудный портфель составляет около 1 млрд долларов. Причем корпоративных клиентов у нас не было – около 60% кредитов приходилось на предприятия малого и среднего бизнеса, а остальное – на розничный бизнес. По моим ощущениям, малый бизнес в Казахстане более развит – это заметно просто визуально. Приведу статистику: в Омске на 1000 человек приходится около 13 предприятий МСБ, а в Алматы – 45.
— Как вы считаете, почему?
— У нас в Казахстане налоговое законодательство лучше подходит для развития малых предприятий, чем в России. Платишь 3% от оборота и пожалуйста — работай. В России ставка налога составляет 6% от оборота. Открыть и зарегистрировать компанию намного проще. Государственное регулирование направлено больше не на предпринимателя, а на те органы, которые занимаются оформлением и контролем. В Казахстане все сроки четко прописаны. Случаи невозврата документов в срок бывают очень редко, основной поток проходит в установленные сроки.
В Казахстане ввод здания в эксплуатацию оформляется за пару месяцев, а регистрация прав на недвижимость — за 15 дней. Сдаешь документы и точно знаешь, что через 15 дней получишь. В России с регистрацией недвижимости есть определенные сложности, к примеру, оформление одного документа на здание головного офиса нашего банка заняло у нас полгода. Если делать все по правилам, то к моменту получения последнего документа из пакета первый может устареть.
В Республике Казахстан существует гораздо меньше различных административных ограничений. В России, например, частное лицо не может открыть валютообменный пункт – только банки. А у нас может! Этот бизнес нормально развит, и к огромной сети частных пунктов нареканий не больше, чем к банкам. И в каждом городе функционирует несколько круглосуточных пунктов, а здесь я нашел один-единственный – в аэропорту. Я очень удивился – в миллионном городе вечером негде обменять валюту.
— А с работой других омских банков вы уже успели познакомиться?
— Да, я в первый же месяц прошел по разным банкам как клиент. Посмотрел все, что можно было увидеть, и получил очень разные впечатления. Нащупал слабые места и понял, что на этом фоне мы можем хорошо выделиться, довести качество обслуживания в нашем банке до высоких стандартов уровня — не скажу европейского, потому что сейчас хорошее обслуживание можно получить и в других странах.
— Можете выделить самые негативные моменты в работе других банков?
— Самый большой негатив – низкий уровень корпоративной культуры: сотрудники нелояльны к банку и говорят что-то вроде: «А зачем вы к нам пришли? У нас же такие плохие условия! Может, вам лучше пойти в другой банк?» Это просто нонсенс! А такие моменты были.
Следующий негативный момент – это отсутствие активных продаж. Существует такое понятие – «кросс-продажи»: приходишь открыть депозит, а тебе предлагают другие услуги — карточки, автокредитование. Менеджер должен обязательно выявить, какие у человека потребности. Это практикуется, но далеко не во всех банках.
Сложности у клиентов омских филиалов иногородних банков возникают и из-за того, что многие вопросы могут решаться только головными банками. Это особенно огорчительно в условиях кризиса, когда зачастую требуется принимать решения оперативно. По моему мнению, сегодня просто необходимо давать филиалам больше полномочий для более продуктивного и быстрого функционирования.
— Какие же задачи стоят сегодня перед Банком Сибирь?
— Прежде всего — расширение бизнеса. Хотя через месяц нашему банку исполняется уже 20 лет, он по всем показателям занимает меньше 3%, а кое-где – меньше 1% омского рынка. Поэтому наша цель – до конца будущего года увеличить свою долю минимум до 8-9%. Активы Банка Сибирь — порядка 75 млн долларов. Это меньше 1% от активов АТФБанка, дочерним банком которого он сейчас является. Так что нам есть куда расти.
— Каким образом вы планируете этого добиться – предложите оригинальные продукты, более выгодные условия или что-то еще?
— Это все проводится в комплексе – выделить отдельные моменты очень сложно. Но в первую очередь мы работаем над повышением качества обслуживания. В Казахстане давно запущена система «таинственного покупателя», которая позволяет менеджменту банка получить объективную картину. Критериев оценки много: компетентность, доброжелательность, контактность, внешний вид, речь, выявление потребностей… Вкупе они четко определяют, насколько качественно персонал банка обслуживает клиентов.
Должен сказать, мы достаточно сильно продвинулись в этом плане. «Таинственный покупатель» оценивает различные показатели в баллах. Хорошей оценкой считается более 80 баллов по 100-балльной шкале. Когда мы провели первое зондирование, персонал набирал 30-35 баллов. Потом поэтапно проводилась учеба, внедрялись различные технологии, и каждый раз запускалась проверка. В итоге через 5 месяцев после трех этапов подготовки мы довели результат по всему персоналу до 80 баллов.
— Какие именно технологии вы имеете в виду?
— Мы применяем подходы, которые сейчас используют в АТФБанке. Он входит в крупнейшую европейскую финансовую группу UniCredit, активы которой в 1,5 раза превышают активы всей банковской системы России. И, в свою очередь, использует опыт, накопленный этой группой.
— Кого бы вы хотели видеть своими клиентами в первую очередь?
— Средний и малый бизнес. Потому что эта категория наиболее устойчива ко всем трудностям и легче переживает кризис. Это, как правило, хорошо образованные люди, которые многого добились в жизни только за счет своего ума, энергии и труда, вложенного ими в свой бизнес. Эти люди будут бороться до последнего даже при неблагоприятном развитии событий. Тот бизнес, который сегодня более-менее стабильно работает и приносит доходы, – это исключительно благодаря их личным заслугам.
При их кредитовании используется технология Европейского банка реконструкции и развития, которая включает в себя уникальную систему финансового анализа, позволяющую определять платежеспособность не только по официальным данным клиента, но и по другим показателям. Это очень удобно, и притом оценка получается гораздо более точной.
Эта технология была разработана для мелких предпринимателей, а мы ее применяем и для среднего бизнеса, но в доработанном виде.
— Когда в Омск приезжал председатель совета директоров Банка Сибирь Александр фон ГЛЯЙХ, говорилось о возможности кредитования строительства Ясной Поляны. Вы отказались от этой идеи?
— Мы намерены кредитовать этот проект. Положительное решение, думаю, будет получено в ближайшее время. Поскольку сделка крупная, решение принимается в Вене.
— А что вы можете предложить физическим лицам?
— Принимаем коммунальные платежи, а в ближайшее время начнем работать с международными пластиковыми картами. Сотрудникам корпоративных клиентов, которые работают с нами не один год, можем открыть кредитную линию в размере трех окладов на год-полтора без обеспечения. Возврат гарантируют нам компании-работодатели.
Кредитуем предприятия в рублях по ставке от 17,5% годовых, и для физических лиц ставки примерно такие же. В долларах можем кредитовать от 13% годовых на срок до 15 лет. Есть и ипотечная программа под 17-18% годовых. Далее снижать ставки мы пока не можем – таких денег нам никто сейчас не дает.
Отдельно хотелось бы сказать о депозитах. Это надежный инструмент для накопления и сохранения средств, но вкладчики должны понимать, что высокий доход всегда связан с высоким риском. Основной источник получения банком доходов для вкладчиков – это кредитование предприятий и физических лиц. Сегодня обслужить ставку более 20% годовых могут единицы заемщиков. Поэтому не стоит гнаться за высокими процентами, особенно тем, кто вкладывает крупные суммы. Лучше ориентироваться на среднерыночные ставки и надежность банка.
— Надолго ли вы приехали в Омск?
— Я приехал сюда в качестве советника председателя правления АТФБанка – в основном как наблюдатель. А потом мне предложили здесь остаться, и я согласился, потому что вижу перспективы развития региона и потенциал банка. Как минимум, еще год буду здесь работать, а дальше пока сложно загадывать.
— Сильно ли поменялся состав сотрудников Банка Сибирь после смены собственников?
— Сотрудники банка – специалисты достаточно высокой квалификации, люди открытые, у них есть огромное желание работать, высокая лояльность к банку, инициативность. И моя задача была – сохранить это настроение и помочь людям дальше развиваться. Приходить, рубить сплеча и начинать все сначала – это не наш метод. Не мой – точно! Если люди могут работать, показывать хорошие результаты и при этом переживают за свое дело – конечно, мы их только поддерживаем.
Не могу сказать, что все было идеально. С отдельными сотрудниками наши дороги разошлись, но в целом на ситуацию это никак не повлияло. Жаль, что несколько перспективных сотрудников уехало из Омска – они почему-то рассчитывают, что в Москве или еще где-то у них больше возможностей для роста.
— Нашлось ли здесь для вас что-то помимо работы – как говорится, для души?
— Я люблю бывать на природе и с семьей часто выезжаю за город. Было несколько поездок и с коллегами. Лето здесь очень красивое, только в этом году слишком дождливое и комаров много. А в остальном у меня самые лучшие впечатления: сосновый бор, березовые рощи – все это просто великолепно.