Вот и пройден еще один круг циркового скандала. Громко разрекламированный 111-й цирковой сезон, стартовавший 7 августа, завершился. По сути, не начавшись. Цирк закрыт, единственные в мире дрессированные ежики разъехались по другим городам, и даже клоуны, похоже, пакуют чемоданы, желая оставить наш гостеприимный город без постоянного праздника. Кризисный менеджер и деятель культуры Борис ГРИГОРЕНКО, откомандированный в Омск в начале 2009 года из Росгосцирка, ситуацию с закрытием омского манежа урегулировать не смог, несмотря на все его заявления о том, что Омск, мол, это третья культурная столица России и все, мол, будет у нас тип-топ. Мы, мол, из Росгосцирка, поэтому уладим местный конфликт быстро и без пыли. Но быстрота, как известно, полезна лишь в двух случаях – при ловле блох и при диарее.
Циркачей мне, конечно, жаль. Еще больше жаль терять цирк как зрелище (никакое шапито, естественно, не заменит стационарного манежа). Но жаль и сегодняшних юных зрителей, вынужденных потреблять, что дают. Мне-то повезло, как я теперь понимаю. На мое детство пришелся расцвет омского цирка. Это тогда в наш славный город не брезговали заезжать такие мастера советского циркового искусства, как Эмиль КИО, Маргарита НАЗАРОВА и Валентин ФИЛАТОВ. Прекрасно помню свой восторг, когда в октябре 1973 года, будучи рядовым первоклассником, в сопровождении папы и мамы оказался на одном из первых представлений в только что построенном новом здании, которое в сравнении со старым (в районе Казачьего рынка) показалось мне просто гигантским. Но я могу, по правде говоря, понять и претензии надзорных органов.
Опасно ли здание омского цирка на самом деле или нет, а если опасно, то насколько – спорить не берусь. Пусть в этом разбираются специалисты. И суды, которым государство делегировало такие полномочия. Но цирковое руководство ведет себя последнее время странно – это факт. Героические борцы за идею не опустились бы до банального трюка с перерегистраций одного юридического лица на другое. К тому же здание омского цирка отработало 36 лет без реконструкции и даже без капитальных ремонтов, что тоже не может не вызвать подозрений. Трудно поверить, что здание не исчерпало свой ресурс, и требования пожарных, как мне представляется, вполне обоснованны.
При самом скептическом отношении к этим людям с голодными глазами и большими карманами мне трудно поверить, что в Госпожнадзоре все поголовно взяточники, а «кошмарят» наш цирк по заказу неких поставщиков пожарной сигнализации. В аналогичном плачевном состоянии находятся и цирковые сооружения в других городах (не так давно, если кто помнит, на слуху были скандалы с цирками Перми и Сочи). Можно, конечно, искать виновников общего циркового развала в Минкультуры или в Росгосцирке, попенять Мстиславу ЗАПАШНОМУ (к нему за годы руководства цирковым объединением накопилось много претензий), но проблемы, как мне думается, глубже. Да и зачем, собственно, нужны цирковые манежи, если государственное цирковое искусство вполне успешно развивается в зданиях, занимаемых учреждениями исполнительной и законодательной власти? Если кто еще там не был, то искренне советую сходить. Не пожалеете. Дрессированных ежиков не обещаю, но медведей увидите гарантированно.