Пленум Высшего арбитражного суда РФ издал Постановление от 23 июля 2009 г.№ 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».
Объект и субъект
Данное постановление вносит определенную ясность по вопросам земельного налогообложения. Так, например, у нас в г. Омске налоговые службы понуждают предпринимателей платить земельный налог по так называемому фактическому землепользованию, а именно: в тех случаях, когда нет объекта налогообложения, то есть земельный участок не сформирован, границы его не установлены и он не поставлен на кадастровый учет. На вопрос предпринимателя, с какой площади такого земельного участка производить расчет налога на землю, налоговики отвечают, что «по площади здания, расположенного на данном земельном участке». Предприниматели, как правило, не спорят и платят земельный налог исходя из рекомендации налоговой службы. Следует понимать, что это незаконный платеж. В налоговом законодательстве и вышеназванном постановлении дано четкое определение объекта налогообложения – это земельный участок, границы которого определены в соответствии с федеральными законами. Нет земельного участка — нет земельного налога.
Второй, не менее важный признак – это субъект налогообложения. В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиком земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Это означает, что субъектом налогообложения является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как лицо, обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
При этом необходимо учитывать обстоятельства возникновения вышеуказанных прав на земельные участки в период до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Ярким примером такой ситуации является наличие у налогоплательщика свидетельства о собственности либо о праве бессрочного пользования на земельный участок, выданного земельным комитетом в период до вступления в силу Федерального закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом у юридических лиц и предпринимателей обязанность по уплате земельного налога имеется, и в случае частичной либо полной неуплаты земельного налога данные субъекты будут привлекаться к налоговой ответственности с соответствующими штрафами и пеней.
Физические лица
Необходимо отметить особенность для физических лиц. Обязанность по оповещению физического лица об уплате земельного налога возложена на налоговые органы. Если по месту проживания физическому лицу не направлен налоговой службой документ об уплате земельного налога, следовательно, у этого гражданина нет обязанности ходить в налоговую службу и сообщать о том, что у него имеются объекты земельного налога. Следует учитывать то обстоятельство, что при обнаружении налоговой службой объектов земельного налогообложения у физического лица данному лицу предложат заплатить земельный налог за весь период землепользования, но не более трех лет. При этом штрафы и пени начисляться не будут, так как у физического лица отсутствует вина.
Реорганизация
Очень важно обратить внимание на переход прав на земельные участки при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц за исключением выделения, а также наследование), при котором обязанность по уплате земельного налога возникает независимо от государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица осуществляется в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
При реорганизации юридических лиц к вновь образованным юридическим лицам переходят права и обязанности в определенном объеме на основании передаточных актов либо разделительных балансов.
При всех видах реорганизации, кроме выделения, у вновь образованных юридических лиц обязанность по уплате земельного налога возникает при переходе прав на земельные участки в силу закона при отсутствии регистрации этих прав.
Возникновение права собственности на земельные участки при наследовании порождает обязанность по уплате земельного налога только при наличии государственной регистрации прав, т.е. нотариального свидетельства о праве на наследство либо решения суда о признании права собственности в порядке наследования недостаточно для уплаты земельного налога.
Кадастровая стоимость
Довольно распространенная ситуация в г. Омске, когда у предпринимателя в собственности имеется нежилое помещение, встроено-пристроенное в многоэтажный жилой дом. Если земельный участок под этим домом на кадастровый учет не поставлен, следовательно, обязанность по уплате земельного налога не возникла.
Так как отсутствует объект земельного налогообложения, другими словами, нет земельного участка со сформированными границами. Тем не менее налоговые органы предпринимают разные действия по понуждению таких предпринимателей к уплате земельного налога. Данные действия налоговых служб абсолютно незаконны! К сожалению, многие предприниматели, дабы не ссориться с налоговой службой и руководствуясь принципом «себе дороже», уплачивают этот незаконно установленный земельный налог.
Спорить с налоговой службой либо нет – это право выбора предпринимателя. В любом случае в решении данного вопроса не обойтись без квалифицированной юридической консультации и лучше такую консультацию получить у юристов, которые имеют опыт по налоговым спорам.
Пленум также разъяснил не менее важный вопрос по налогооблагаемой базе при отсутствии кадастровой стоимости земли. В этом случае для целей налогообложения должна применяться нормативная цена земли. В городе Омске сложилась устойчивая судебная практика об обжаловании действий Роснедвижимости по внесению в государственный земельный кадастр экономических характеристик земельных участков в декабре 2007 года без утверждения нормативным актом правительства Омской области. Имея положительное решение суда на руках, предприниматели на законных основаниях требуют от налоговых органов возврата уплаченного земельного налога в полном объеме за 2008 год. Так как в Омске отсутствует нормативная цена земли, то налоговые службы предлагают данным предпринимателям уплатить земельный налог в размере, установленном Указом губернатора Омской области № 110, который уже отменен и не действует! Таким образом, данные требования налоговой службы противоречат закону.