Областная и городская администрации в конце августа объявили о проведении открытых аукционов на получение кредитов. Область намерена взять в общей сложности 1 млрд рублей под 18-20% годовых, город планирует получить 350 млн под 18%. Для мэрии это третий за последний месяц «кредитный» тендер – два предыдущих были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок от банков.
За полгода на тендеры города заявился всего один банк
Два транша — 150 млн и 200 млн рублей — в случае успешного проведения объявленного аукциона муниципалитет планирует потратить на финансирование кассовых разрывов городского бюджета. Начальная (максимальная) ставка по двум лотам – 18%. Это выше сложившейся на сегодня средневзвешенной ставки по обслуживанию муниципального долга. Как сообщил на аппаратном совещании в мэрии 24 августа директор департамента финансов и контроля Богдан МАСАН, на 1 июля она составляет 16,03% годовых. Вице-мэр также сообщил, что в течение первых шести месяцев 2009 года муниципальные долговые обязательства Омска увеличились на 229 млн (или на 11,4%), в том числе по банковским кредитам — на 164 млн рублей.
Очевидно, что средневзвешенную ставку в 16,03% мэрии удается держать только по ранее открытым кредитным линиям. Судя по муниципальным контрактам, заключенным в прошлом году, они действуют в Сбербанке и Банке ВТБ. В текущем году мэрии удалось открыть только одну кредитную линию сроком до 2012 года — в Сбербанке. Аукцион состоялся в начале июня, и Сбербанк был его единственным участником. Общая сумма предполагаемого транша — 850 млн рублей, начальная ставка, которую заявлял город, — 19% годовых. Однако на одной из последних пресс-конференций мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР сообщил о «недавно оформленном долгосрочным кредите под 18,2% годовых». Зачем, казалось бы, единственному участнику аукциона заявлять ставку ниже начальной? Мэр объяснил это тем, что в текущем году между администрацией Омска и Сбербанком было подписано соглашение о сотрудничестве.
— В соответствии с этим соглашением мы получили в этом году долгосрочный кредит по выгодным для нас процентам, — пояснил Виктор ШРЕЙДЕР.
Об условиях этого соглашение мэр распространяться не стал, однако говорить о каких-то особых привилегиях городу со стороны Сбербанка вряд ли стоит. Известно, что в начале августа администрация Новосибирска взяла в этом банке кредит в объеме 800 млн рублей по ставке немногим ниже 16%. Кроме того, по результатам последних тендеров мэрии Новосибирска удалось заключить контракты с ОТП-банком и банком Глобэкс (оба – по 1 млрд рублей) под 16% и 17,5% годовых соответственно.
Тендеры омской администрации таким спросом не пользуются. С начала 2009 года мэрия провела 4 «кредитных» аукциона – в одном из них принял участие Сбербанк, на три других заявок не поступало. Так, в апреле город заявлялся на получение кредита в размере 70 млн под 18% годовых. Безрезультатно. 24 июля был объявлен аукцион на открытие годовой кредитной линии в объеме 250 млн рублей под рекордные для мэрии 20% — ни одной заявки. 20 августа администрация подвела итоги следующего тендера – проценты не изменились, а сумма кредита была снижена до 100 млн. Однако и эти условия банкам показались недостаточно выгодными.
— Причина, по которой банки неохотно участвуют в муниципальных и областных тендерах,на мой взгляд, заключается в том, что значительная часть банков по-прежнему не ведет осторожную кредитную политику, — пояснил «КВ» управляющий Омским филиалом ОАО «Промсвязьбанка» Алексей СМОРОДИН. — С другой стороны, те банки, которые наращивают свой кредитный портфель, насколько мне известно, включает в круг своих интересов бюджеты различных уравнений. Однако количество таких кредитных организаций сегодня не велик».
За год кредиты для мэрии подорожали с 11% до 20%
Если взять годовую динамику, ставки по муниципальным кредитам выросли существенно. В 2008 году для кредитования муниципалитета были открыто три кредитные линии – две в Сбербанке и одна в ВТБ. Всего за год мэрия провела семь аукционов.
По результатам первого их них, в апреле 2008 года, администрация города заключила контракт со Сбербанком на получение 200 млн рублей под 11% годовых. На участие в следующих двух тендерах заявлялись ОАО АКБ «Росбанк» и ЗАО «ЮниКредит Банк», однако оба участника по какой-то причине не были допущены до аукциона. В июне за предоставление краткосрочного кредита в 300 млн с начальной ценой в 11-11,5% годовых боролись ВТБ и Сбербанк. ВТБ выиграл, предложив лучший процент — 10,5%. Это был последний случай, когда на муниципальный тендер заявлялись сразу несколько банков.
Ставки по муниципальным кредитам начали расти с осени. Выставив на очередной аукцион 18 сентября два лота по 350 млн с начальной ценой от 11,5% до 12,5% годовых (в зависимости от срока пользования траншем), администрация уже через неделю внесла изменения в условия тендера, подняв ставки до 14-14,4%. Именно на такие условия пошел Сбербанк, став единственным участником аукциона и заключив муниципальный контракт сроком на один год.
В октябре 2008 года мэрия попыталась разыграть еще 2 лота по 300 млн каждый. Несмотря на то, что начальная ставка осталась прежней — 14-14,5%, желающих кредитовать администрацию больше не нашлось. В ноябре попытка повторилась – процент поднялся до 19-20% (выставлялось два лота по 200 млн каждый), однако банковской кризис сорвал и этот тендер. В декабре на заседании комитета горсовета Богдан МАСАН посетовал, что банковские ставки стремительно растут. «Благо мы в июле начали перекредитовываться», — добавил он. На тот момент средневзвешенная ставка по муниципальным кредитам составляет 12,8%.
После серии несостоявшихся аукционов мэр города заявил, что в 2009 году администрация намерена отказаться от банковских кредитов и перейти на облигационные займы. Мэрия планировала разместить облигации на общую сумму 500 млн рублей сроком на 3 года под 9% годовых. Однако уже весной текущего года Богдан МАСАН посетовал, что муниципалитет может реализовать свои ценные бумаги только по номиналу, что крайне невыгодно. Поэтому про облигации решили забыть и вновь вернуться к банковским кредитам.
— Предлагаемые городской администрацией ставки по кредитам в 20% годовых сравнимы со средним уровнем процентных ставок для крупных заемщиков, — считает Алексей СМОРОДИН. — Мы не исключаем возможность своего на участия в предстоящих аукционах на право заключить контракты на кредитование как города Омска, так и Омской области. У нас был опыт кредитования администрации Омска в 2005 — 2006 годах».
Областные тендеры успешнее
Областную администрацию, судя по недавно прошедшим тендерам, кредитуют сегодня два банка — ВТБ и Банк Москвы. Финансовое положение области более кризисное, чем города. Собираемость по одному из ключевых региональных налогов, питающих бюджет, – налогу на прибыль — резко падает. В первом полугодии область недополучила по налогам 2 млрд рублей к уровню прошлого года. Плановый дефицит регионального бюджета на 2009 год составляет 4,3 млрд рублей (при доходах в 39 млрд). Государственный долг Омской области, по данным на 1 июля, достиг 10,8 млрд рублей. С октября 2008 года он вырос на 3 млрд и считается одним из самых высоких в СФО.
Тем не менее областные тендеры на получение кредитов проходят успешнее, чем городские. Из трех завершенных в 2009 году аукционов только один был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок. В феврале ВТБ и Банк Москвы разыграли между собой 4 из 5 выставленных на тендер лотов. В соответствии с заключенными госконтрактами ВТБ должен был предоставить области три краткосрочных кредита на общую сумму 2,5 млрд рублей под 18,5% годовых, Банк Москвы – 1 млрд под 20,5%.
Следующий аукцион был объявлен в мае. Область планировала взять три транша — 1 млрд, 300 млн и 200 млн рублей — по трем возобновляемым кредитным линиям сроком на 1 год. Начальные ставки – от 15% до 17% годовых. Однако ни один банк эти условия не устроили. В день окончания приема заявок область объявила новый тендер: два кредита по 2,4 млрд и 1 млрд рублей планировалось взять по значительно большей ставке — 20,5% годовых. Участвовал один банк — ВТБ, с которым и был заключен госконтракт.
Все кредиты область берет на покрытие дефицита бюджета и погашение ранее принятых долговых обязательств. 20 августа был объявлен очередной аукцион. Выставлено 5 лотовна общей сумму 1 млрд рублей, которые планируется получить по двум невозобновляемым и трем возобновляемым кредитным линиям сроком действия от 180 до 365 дней по ставкам от 18 до 20% годовых.
По сравнению с тем, как кредитуются соседние регионы, такие условия нельзя назвать выгодными для областного бюджета. Так, Новосибирская область в настоящее время проводит тендер на получение кредита в 500 млн под 14,58% годовых. Местные власти объясняют столь низкий процент тем, что правительство РФ рекомендовало регионам и муниципалитетам проводить займы по ставкам, рассчитанным исходя из текущей ставки рефинансирования (сегодня она составляет 10,75%) плюс 3%. Удивительно, но той же Новосибирской области удавалось обходиться без банковских кредитов с 2007 года. Наши соседи успешно пользуются облигационными займами. В настоящее время в обращении находится два таких займа – на 2,5 млрд и 2 млрд рублей по текущим ставкам 7,5% и 8,14% годовых. Кризисное состояние омского регионального бюджета не оставляет областной администрации большого выбора – для погашения старых долгов она вынуждена брать новые кредиты, причем по растущим рыночным ставкам. Низкая активность банков в данном случае только усугубляет ситуацию. Поэтому рассчитывать на конкурентное снижение ставок по кредитам ни город, ни область сегодня не могут.