31 августа Первомайский районный суд Омска признал виновным бывшего заведующего допофисом № 8634/0234 Омского отделения АК Сбербанка РФ, бывшего заместителя управляющего омским отделением Сбербанка Ивана ШЕЕРМАНА в совершении преступлений, предусмотренных ст. 33 ч. 5, ст. 176 ч. 1, ст. 201 ч. 1 УК РФ.
— Осужденный, являясь должностным лицом, помог получить незаконный кредит по подложным документам. А также использовал свои полномочия руководителя коммерческой организации вопреки законным интересам этой организации, чем причинил ей существенный вред. Суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы в колонии поселении, — пояснила «КВ» руководитель пресс-службы Омского областного суда Юлия СОКОЛЕНКО.
Гражданский иск АК Сберегательного Банка РФ к осужденному о возмещении материального ущерба в размере 39,8 млн рублей районный суд оставил без рассмотрения и рекомендовал истцу обратиться с требованиями в гражданском порядке. Приговор пока в законную силу не вступил и может быть обжалован в кассационном порядке в судебной коллегии Омского областного суда. До этого времени ШЕЕРМАН будет находиться под подпиской о невыезде.
Фиктивный банкрот
С 31 июля 2001 года по 2 июня 2005 года ШЕЕРМАН возглавлял городской офис Сбербанка РФ на Красном пути (остановка «Городок Водников»)и одновременно был председателем кредитного комитета этого допофиса. 7 апреля 2005 года к ШЕЕРМАНУ с заявлением о предоставлении целевого кредита на сумму 36,4 млн рублей обратился его знакомый гендиректор ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест» Вячеслав СТЕПУРИН. Предприниматель занимался производством майонеза, подсолнечного масла и кондитерских изделий и собирался взять кредит сроком на один год под 15% годовых для закупа семян подсолнечника у ООО «Агромир-2005». В залог он предоставил производственное оборудование, принадлежащее ООО «Олеандр», и товар в обороте, принадлежащий ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест». Поручителями выступили ООО «Олеандр», сам СТЕПУРИН и предприниматель ПЕТРОЧЕНКО (являлись фактическими владельцами указанных предприятий). Кредитный комитет филиала банка принял положительное решение и 18 апреля 2005 года СТЕПУРИНУ выдали кредит.
Как выяснилось позже, ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест», заключая кредитный договор со Сбербанком РФ, находилось на грани банкротства. СТЕПУРИН знал об этом, поэтому предоставил банку подложные документы о благополучном финансовом положении своего предприятия. В нарушение условий кредитного договора полученные кредитные деньги ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест» потратило на оплату договоров займа (как выяснилось позже фиктивных) с ООО «Усть-Таркская продовольственная компания», ЗАО «Дубровинское», ООО «Биакс-Лайн Трейдинг» и другими фирмами. Затем перечисленные суммы были обналичены и похищены неустановленными лицами, как выяснило следствие, при содействии СТЕПУРИНА.
Кроме того, СТЕПУРИН, не имея намерений выполнять свои обязательства по возврату кредита, совместно с фактическим хозяином предприятия ПЕТРОЧЕНКО сменили руководство ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест», единственным акционером и номинальным директором стал МАКАРОВ С. Г. Затем СТЕПУРИН сменил юридический адрес предприятия и зарегистрировал его за пределами Омской области. А Сбербанку направил заявление о переносе срока гашения долга по кредиту ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест», предоставив поддельный бухгалтерский баланс предприятия. Получив положительное решение банка, СТЕПУРИН подал заявление о банкротстве ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест» в арбитражный суд. Таким образом, в момент подачи заявления о банкротстве у компании отсутствовали обязательства перед кредитором, так как срок их исполнения был сдвинут. Затем СТЕПУРИН от имени нового номинального директора ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест» вывел из обеспечения кредита ликвидное оборудование (стоимостью 9,7 млн рублей), принадлежащее третьему лицу по договору залога, заменив его на устаревшее, якобы принадлежащее ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест». Таким же образом СТЕПУРИН вывел из числа поручителей по кредиту физлиц, которые реально могли нести ответственность за возврат кредита. Для отчуждения имущества, являющегося предметом залога, СТЕПУРИН заключил фиктивный договор и, утратив залог, умышленно создал неплатежеспособность «УК «ИнтерХолдинг-Инвест». Действия СТЕПУРИНА привели к тому, что кредитованное предприятие лишилось ликвидных активов, прекратило свою деятельность, утратив возможность удовлетворить ожидаемое законное требование кредитора. 1 апреля 2008 года Куйбышевский районный суд Омска осудил СТЕПУРИНА за фиктивное банкротсво ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест» по ст. 176, ч. 1, ст. 196 УК РФ и приговорил его к 5 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима (см. статью «Пять лет в колонии за преднамеренное банкротство в „КВ“ № 24 от 18 июня 2008 года)
Незаконный кредит для знакомых
Когда СТЕПУРИН обратился в Сбербанк РФ с заявлением о выдаче кредита, кредитный инспектор банка КОВАЛЕВА М. А., изучив финансовые документы ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест», вынесла отрицательное заключение по выдаче кредита. Оказалось, что, несмотря на положительные показатели предприятия, большая часть его залогового имущества (70%) — это товар в обороте (жмых, подсолнечное масло и семена подсолнечника). А для выдачи кредита считалось оптимальным наличие в общем объеме залогового имущества 30% товаров в обороте. К тому же сотрудник службы безопасности банка ЕФИМОВ И. В. также вынес отрицательное заключение, так как у него имелась негативная информация на Сергея ПЕТРОЧЕНКО, который был фактическим хозяином ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест». Начальник допофиса банка ШЕЕРМАН, узнав о том, что его давнему знакомому СТЕПУРИНУ могут отказать в кредите, вызвал сотрудников КОВАЛЕВУ и ЕФИМОВА к себе в кабинет. Он попытался убедить их в том, что давно знает ПЕТРОЧЕНКО и СТЕПУРИНА, что уверен в их платежеспособности. Под психологическим давлением ШЕЕРМАНА подчиненные согласились изменить вынесенные ими заключения на положительные. Данный факт ШЕЕРМАН скрыл от кредитного комитета допофиса и от руководства банка. В итоге СТЕПУРИНУ выдали кредит на сумму 36,4 млн рублей.
Когда СТЕПУРИН от имени нового номинального директора ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест» обратился в Сбербанк РФ с заявлением об изменении графика гашения кредита и переносе срока расчета по кредиту, ШЕЕРМАН распорядился сотрудникам банка подготовить все необходимые для этого документы и рассмотреть этот вопрос на заседании кредитного комитета допофиса. Сотрудник службы безопасности банка ЕФИМОВ вновь отказывался давать свое положительное заключение на данные операции. ШЕЕРМАНубедил его, сказав, что в противном случае СТЕПУРИН не сможет погасить кредит, что лишит работников их офиса премии. В итоге ШЕЕРМАН подписал дополнительное соглашение к кредитному договору ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест», по которому был изменен график и сроки гашения кредита, не уведомив при этом кредитный комитет Сбербанка РФ и руководство банка. В результате Сбербанк РФ потерял возможность взыскать долг по кредиту с ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест» через реализацию заложенного имущества. А также банк лишился возможности привлечь к возмещению ущерба СТЕПУРИНА и ПЕТРОЧЕНКО. Кроме того, ШЕЕРМАН нанес экономический ущерб омскому отделению Сбербанка РФ, когда не сообщил в службу безопасности банка о возможном банкротсве ЗАО «УК «ИнтерХолдинг-Инвест» — об этом ему стало известно 25 ноября 2005 года.
На суде ШЕЕРМАН своей вины не признал, дружеские отношения со СТЕПУРИНЫМ и ПЕРОЧЕНКО отрицал. Отрицал также, что оказывал давление на своих подчиненных и заставлял их дезинформировать кредитный комитет. Однако свидетельские показания и материалы уголовного дела говорят об обратном, поэтому суд признал ШЕЕРМАНА виновным во вменяемых ему преступлениях.