5,4 млрд рублей — выручка холдинга «Дымовское колбасное производство» за 2008 год, 3,9 млрд — за 2007-й. Холдинг объединяет шесть мясоперерабатывающих заводов по всей стране. Кроме того, его владелец Вадим ДЫМОВ имеет сеть книжных магазинов «Республика» и ресторанов «Дымов №1». На прошлой неделе Вадим Георгиевич побывал в Омске на форуме молодых предпринимателей и поделился с ними опытом.
ДЫМОВ о себе
Я родился в городе Уссурийске Приморского края, поступил в Уссурийское суворовское военное училище, затем учился в Высшем военно-политическом училище Донецка. Началась перестройка, и я стал понимать, что перспектив в армии становится меньше. Окончил Дальневосточный государственный университет, и в это же время мы с партнером основали компанию «Ратимир», которая быстро стала одной из самых крупных на Дальнем Востоке. Переехав в Москву, я основал компанию «Дымов», и сейчас у нас шесть мясоперерабатывающих заводов по стране — в Красноярске, Новосибирске, в Москве, в Находке. Сегодня оборот моей компании порядка 400 млн долларов. Или 500 млн долларов. Я точно не знаю, не считал.
О ресторанах и магазинах
Сеть пивных ресторанов «Дымов №1» мне предложил Аркадий НОВИКОВ, это наш совместный с ним проект. Кризис немного отсрочил развитие сети, но я хочу, чтобы в каждом крупном городе был такой ресторан. Мои рестораны — не для «небожителей», я бы в таком месте чувствовал себя некомфортно. «Дымов №1» — в сегменте «средний» и «выше среднего». Я планирую открывать и в Новосибирске ресторан, и, может быть, в Омске, но для этого я хочу сначала найти партнеров.
Магазины «Республика» — это мой хороший такой, веселый бизнес. Это то, чего я хотел, о чем всегда мечтал. Это общение, это яркая социальная позиция. Хочу сказать, что это к тому же большая роскошь — иметь книжный магазин. Я читаю прямо в магазине — просто беру книги с полок. Неплохо разбираюсь и в музыке, но сейчас нет смысла коллекционировать диски — их тоже целые полки в «Республике». Так я лишился интересного хобби.
О бизнесе в целом
Формулы успеха нет, она из многих составляющих складывается. Я не могу сказать, что это правильно — думать о деньгах. Деньги — это некий эквивалент успеха. Если думать только о деньгах, ты сам себя лишаешь многих конкурентных преимуществ. С прогрессом возрастает роль пиара в бизнесе. Чем точнее производитель доносит свою идею до потребителя, тем больше лояльных потребителей он получает. Поэтому самый важный срез для пиарщика — правильно понимать миссию компании. Надо уделять большое внимание дизайну — и это касается всего. Это визуализация всего того, что ты делаешь. Надо уделять внимание культуре в бизнесе — внутренней, корпоративной. Чем более лояльны к твоей компании сотрудники, тем быстрее ты движешься к успеху. Я никогда ни в чем не винил людей, винил только себя. Я лично знаю 50% людей на своем производстве. А всего у меня работает порядка 4 000 человек, и я чувствую перед ними большую ответственность.
О брэнде «Дымов»
Да, была такая неприятная история, когда утверждали, что это не моя настоящая фамилия. Но я действительно ДЫМОВ. Долго не мог выбрать название для своей компании и подумал, что на Западе популярно называть компанию своей фамилией. Это хорошее конкурентное преимущество, особенно если фамилия благозвучна. У меня были разные идеи, но я выбрал «Дымова». Уже после этого появилось много других компаний, названных как реальными, так и вымышленными фамилиями владельцев. Время изменилось, и сейчас само производство уже ничего не стоит, сейчас денег стоят брэнды. В России мало стоящих брэндов, их можно по пальцам перечесть.
О займах
Есть два варианта ведения бизнеса — с помощью партнеров или с помощью банков. Оба варианта приемлемы. Но я сам никогда в долг никому не даю, всех отсылаю в банк. К банковскому кредитованию отношусь нормально, я размещал облигации в 2006 году, не на много — на 800 млн рублей. Но меня подвел банк, и я с треском из облигаций вышел, но поддержал другой банк, от которого я этого и не ожидал. Теперь чувствую себя в этом плане комфортно. Кризис меня научил — никогда не «перекредитовываться», не перегружать свою компанию деньгами. У меня есть своя норма: 60% собственных средств, 40% — заимствованных. Часто инвесторы при оценке компании учитывают, насколько активно компания работает с кредитами. Если ты берешь кредиты, тебя это дисциплинирует, а если живешь на собственные деньги — ничего не боишься. Поэтому наличие кредитного портфеля необходимо.
Об Омске
Действительно, продукция «Дымов» в Омске мало представлена. Это потому, что мы только начали выстраивать дистрибуцию. Мы сейчас в активном поиске менеджеров, дистрибуторов в вашем регионе. Думаю, я буду здесь реализовывать проект «Дымов», тем более что в Омске есть проблемные активы в мясопереработке. Сам я экономически еще не оценивал перспективы развития бизнеса в Омске, но мой новосибирский заместитель занимается и Омском в том числе. Это сильный регион, украшение Сибири, и мы обязаны здесь быть. Ведь моя компания ориентирована прежде всего на Сибирь. И если найдется хороший партнер, я готов войти с ним в софинансирование по открытию в Омске книжного магазина «Республика». На следующий год конкретно обещать открыться не могу, но буду стараться.