28 сентября мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР провел очередную, четвертую в 2009 году, пресс-конференцию. Главными темами общения с журналистами стали вопросы подготовки города к началу отопительного сезона и предстоящие корректировки бюджета с учетом рекомендаций областного правительства. Предлагаем читателям наиболее интересные фрагменты ответов Виктора ШРЕЙДЕРА на вопросы журналистов.
О готовности города к отопительному сезону
Город в полном объеме готов к началу отопительного сезона. Тепловые источники всех форм собственности, инженерное оборудование, сети находятся в полной готовности. Как только согласно федеральному нормативу среднесуточная температура окружающей среды будет ниже 8С в течение 5 суток подряд, муниципалитет обеспечит подачу тепла и в объекты социальной сферы, и в жилой сектор. По прогнозу такие погодные условия наступят не ранее 12-15 октября. Мы приняли решение с 5 октября начать подачу тепла в детские дошкольные, общеобразовательные и лечебные учреждения. Жилой фонд готов к отопительному сезону на 99%. Осталось несколько домов, где идут работы в рамка капитального ремонта, — это либо завершение монтажа оборудования по учету тепла, либо регламентные работы. В течение двух-трех дней они будут завершены.
О долгах по теплу
В прошлом году задолженность населения по теплу на начало отопительного сезона была около 42 млн рублей. На сегодняшний день — 8,5 млн. Мы работаем с должниками — это в основном ТСЖ и ЖСК. Договорились по графику рассрочки платежей. Есть заверения поставщика тепла, что в эти дома на момент начала отопительного сезона тепло будет подаваться. Что касается отключения горячей воды в поселке Входной, такая проблема есть. Тепловой источник — котельная, которая была построена 5 лет назад, работает на газе. Она строилась за счет регионального ресурса, сейчас ее обслуживает фирма «Октан». Есть задолженность «Октана» за поставку газа перед Межрегионгазом. Те переговоры, которые мы проводили с министерством ЖКХ, дают нам уверенность, что в течение недели министерство рассчитается с «Октаном» по долгам за тепло в Ростовке. И эта сумма — порядка 17 млн рублей — будет направлена на погашение задолженности «Октана» перед Межрегионгазом по поселку Входному.
О сокращении бюджета
Недавно город отчитался об исполнении бюджета за 2008 год и первую половину 2009 года на заседании правительства области. Те рекомендации, которые были даны городу, связаны с консолидированным бюджетом территории. Логика в том, что консолидированный бюджет региона может рассчитывать на федеральную дотацию лишь тогда, когда в консолидированном бюджете будут зафиксированы определенные сложности в части финансирования расходных обязательств. Соответствующие изменения в бюджет города будут рассмотрены на заседании городского совета. Например, по такому параметру доходного источника, как поступления от застройщиков по реализации права застройки территорий (это 1-й планировочный район, Новая Чукреевка и микрорайон «Амурский»), недополучения в бюджет города составят порядка 600 млн рублей. Но корректировка бюджета в этой части составит 350 млн за счет федеральных инвестиций, которые поступают в город. Ни одна целевая программа в части финансирования не урезана. Есть ряд технологических направлений, по которым были скорректированы цифры. Но я убежден, что к концу 2009 года бюджет Омска будет исполнен в тех параметрах, которые были утверждены в первоначальном варианте. У нас есть соответствующие наработки.
О критике областного минфина в адрес города
Речь не шла о системных нарушениях. Есть какие-то технологические вещи. Приведу простой пример. В одном из примеров речь шла о том, что муниципалитет нарушил правила финансирования приобретения жилья для детей-сирот. Суть проблемы проста: есть федеральный норматив стоимости одного кв метра приобретаемого жилья. Для Омска он был определен на уровне 26,2 тысячи рублей. И деньги были выделены на этот норматив. Мы приобрели жилье по цене ниже – около 24,7 тысячи рублей за кв. метр. И на сумму, которая в итоге высвободилась, мы для этих же детей приобрели дополнительную площадь. Как можно это расценить – нарушение это или нет? С точки зрения буквы закона вроде бы да. Но с точки зрения жизни мы сделали все, чтобы улучить условия для детей-сирот. У медали всегда две стороны. Серьезных претензий, если вы внимательно слушали доклад министра финансов Омской области, к исполнению бюджета Омска не предъявлено.
О том, что суд обязал мэрию проводить капремонт жилья за счет бюджета
К сожалению, здесь есть, на наш взгляд, некий пробел в федеральном законодательстве. Если уж говорить об обязанности собственника проводить капремонт, то надо выяснить, кто вообще был собственником данного строения или дома. Согласитесь, вы не можете отвечать за состояние имущества, которое длительное время было не вашим. Порядка 70% жилого фонда длительное время было ведомственным, у него был собственник. Муниципалитеты были вынуждены брать на баланс этот брошенный по сути жилой фонд. И сегодня федеральный законодатель формализованно определил обязанность муниципалитета проводить капитальный ремонт этого жилья. На наш взгляд, это не совсем объективно и справедливо. Мною уже направлены предложения премьер-министру РФ Владимиру ПУТИНУ и министру регионального развития Виктору БАСАРГИНУ (кстати, это станет темой обсуждения на всероссийском совещании под председательством Виктора БАСАРГИНА, которое пройдет в Омске в конце октября) по внесению соответствующих поправок в федеральное законодательство. Во многих регионах России сложилась судебная практика принятия подобных решений. Как будут дальше развиваться события, сказать сложно. Что касается исполнения данного судебного решения, средства на капремонт будут закладываться в соответствии с возможностью бюджета города, поскольку в ущерб выплаты заработной платы, например, учителям, мы, конечно, такие решения принимать не будем. А бюджет города на 90% сформирован из обязательных платежей, и у нас есть возможность только 10% средств направлять на иные расходы.
О покупке автобусов
На следующей неделе в Омск придет первая партия автобусов, приобретенных по федеральной программе поддержки отечественного автопрома. Всего в 2009 году мы получим 41 автобус «НефАЗ» и «ЛиАЗ» и 10 троллейбусов. Весь транспорт будет оборудован системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Кроме того, Омск получит порядка 150 единиц коммунальной техники. Она будет распределяться не по управляющим компаниям, а по автономным муниципальными коммунальным предприятиям ЖКХ. Есть договоренность с губернатором, что технику, предназначенную для тех районов области, которые не смогут внести свою 30-процентную долю софинансирования, город заберет себе.
О том, знает ли мэр в лицо своего будущего «врага» на выборах
Я далек от мысли, что будут враги. Будут те, кто решил поучаствовать в предвыборной кампании. Это нормально. В прошлую кампанию было 27 кандидатов, в этом году тоже, думаю, будет немало. Кто именно? Время покажет. Я бы не хотел сейчас озвучивать фамилии. Есть определенный прогноз о возможных участниках.
О встрече губернатора с лидерами партий
Абсолютно логичные действия губернатора. И, насколько я понимаю, его общение с парламентскими партиями не направлено на то, чтобы они непременно выставили альтернативу в том числе и мне, как возможному кандидату на следующий срок на должность мэра города Омска. Речь шла о политической активности политических партий.