В Чехии всегда есть место празднику
Был очень теплый декабрь с лужами и зеленой травой. Прошло всего две недели с момента, как я приехала в Семице, и неделя, как я начала знакомиться с местными. Этим вечером на пиво пришла еще одна женщина. Она весело болтала с завсегдатаями, а увидев меня, сразу же представилась: «Мила». Удивительно, что в разговоре со мной она подбирала самые простые слова, и я всегда понимала ее. Мила была пражачкою, но уже шесть лет как переехала сюда вместе с двумя сыновьями. «Я знаю, с кем завтра пойду на забаву», — уверенно заявила она, указывая на меня. Мне пояснили, что забава – это ежегодный бал по случаю окончания охотничьего сезона. Там танцуют, играют в лотерею и пьют пиво. Все тут же меня начали убеждать, что не пойти на бал будет большой глупостью. Я упиралась, из своего малого запаса выбирала нужные слова и наконец сообщила, что у меня нет вечернего платья с собой. Все дружно посмеялись и пообещали, что в знак солидарности со мной не будут доставать из шкафов свои фраки.
Бал проходил в соседней господе. Огромный танцевальный зал с паркетом был ярко освещен. В каждом углу стояли маленькие печки, похожие на «буржуйки» благородного происхождения (такими зимой обогревают уличные кафе), на столах были белые скатерти с букетиками из еловых лап, а на сцене играл сначала оркестр, а потом какая-то группа. Завсегдатаи нашей господы разместились за одним столом. Мы заказали пиво, чокнулись и принялись рассматривать танцующих. Среди гостей, а их было человек двести, были и охотники в темно-зеленых костюмах, шляпах с перьями а-ля Швейк и высоких ботинках. Правда, без оружия. Все здесь были хорошо знакомы, люди ходили от стола к столу, общались и танцевали. Я обратила внимание, что время от времени некоторые из них выходили в другой зал. Мила подхватила меня: «Пойдем, пойдем, пока не началась лотерея» — и повлекла за собой в том же направлении. Там оказался бар с более тяжелыми напитками. Люди выпивали по рюмочке, а то и по две и возвращались к столам. Удивившись, что у меня к чешскому спиртному пристрастия нет, Мила заказала нам обеим златяка. Я вежливо выпила с ней двадцать грамм приторного яблочного ликера и сделала вывод, что больше это пить не буду. Мы вернулись в зал, где у нашего стола стояла группа охотников, продающих лотерейные билеты. Народ пачками накупал разноцветные листочки и раскладывал на столе. Поддавшись всеобщему азарту, я тоже обзавелась двумя. А на танцполе уже было тесно: люди абсолютно разных возрастов танцевали польку, танго, быстрые танцы.
Странные подарки
Минут через пятнадцать музыка затихла и, видимо, самый заслуженный из всех охотников начал объявлять номера выигравших билетов. Поначалу раздавались в коробках овощи, фрукты, спиртное, и выигравшие за нашим столом отправляли нас с Милой за призом. Но когда в качестве приза стали выдавать охотничьи трофеи – зайцев, уток, фазанов, коз, я заартачилась. Нести в руках убиенное животное категорически отказалась. Зато Мила была безумно счастлива, когда выиграла зайца. Мне он показался таким огромным, что когда его положили возле стола, я согласилась идти танцевать, лишь бы не сидеть возле несчастной жертвы. Уже после полуночи мы с выигрышем отправились домой. Кроме зайца, которого мы отнесли Миле, все остальные призы принесли мне. Я пообещала их вернуть в господу на следующий же вечер, на что мои друзья отмахнулись: «Кроме водки все оставь себе». Мол, у нас этих овощей и фруктов без лотереи девать некуда.
Потом я узнала, что ежегодно в Семицах проходят четыре бала. Один летом в школе, когда дети заканчивают учебу, а три – в осенне-зимний период. Кстати, когда был бал в январе, Мила предупредила меня заранее, что там все будет иначе. И действительно, все дамы вокруг были в бальных платьях разных цветов, некоторые в перчатках, укутанные в боа. Их сопровождали мужчины в строгих костюмах. Свет в зале был приглушен, а оркестр исполнял преимущественно вальс и танго. И только яркий луч прожектора время от времени выбирал какую-нибудь пару, и я с удивлением смотрела, как они красиво двигаются. Вальс бы я не пошла танцевать ни в коем случае. Мне трудно было поверить, что скользили по паркету на шпильках мои семицкие соседки, разъезжающие большей частью на велосипедах в удобной спортивного стиля одежде и кроссовках.