Все рубрики
В Омске воскресенье, 3 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Сергей ПОПОВ, директор стоматологической клиники "Медиоцентр" Мусорная мафия — 2

7 октября 2009 14:19
0
3366


Второго сентября 2009 года Омский областной кабинет министров принял долгосрочную программу «Об охране окружающей среды Омской области на 2010 -2015 годы». Разработчиком программы выступило областное министерство сельского хозяйства и продовольствия, хотя до недавнего времени сектор охраны окружающей среды курировал министерство промышленности.
Проблема захоронения и переработки отходов стала актуальной только в последнее время. Стало ясно, что если не принять никаких мер к обезвреживанию этих самых отходов, то вскоре город Омск будет просто похоронен за всеми этими лозунгами, призывающими сохранить благоприятную экологическую обстановку.
Полгигон
По мнению губернатора Леонида Полежаева, выбросы промышленных предприятий вредят экологии меньше, чем сами жители. Еще в начале 90-х годов Омск входил в пятерку самых загрязненных городов России. Сегодня Омск находится на 30-м месте по загрязненности территории, что тоже немало.
Также глава правительства отметил, что «новой, равновесной по масштабам влияния на экологию проблемой является загрязнение атмосферы от автомобильного транспорта и экологическая культура людей». По мнению губернатора, «Омск окружен ореолом нечистот, отбросов, свалок, последствий пикников, отдыха и всего что хотите» (см. «КВ» №34 от 2 сентября 2009 года).
В Омске в настоящее время нет достаточного количества полигонов для захоронения ТБО (твердых бытовых отходов), поэтому глава правительства и предложил принять программу с поправками, касающимися более интенсивного строительства полигонов для захоронений ТБО.
Получается, что полигонов (мусорных свалок) в Омске нет, так куда же вывозятся все эти бытовые отходы и отходы лечебных заведений? Еще 22 марта 1999 года впервые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации введены: «ПРАВИЛА СБОРА, ХРАНЕНИЯ И УДАЛЕНИЯ ОТХОДОВЛЕЧЕБНО — ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ». Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.7.728-99.
Этим постановлением разрешилась многолетняя борьба с правильным
обращением с отходами, их хранением и транспортировкой. Теперь каждое медицинское учреждение по должностным своим обязанностям обязано знать, как обращаться с мусором, как его дезинфицировать, как его хранить, как упаковывать и как отдавать транспортным организациям, отвечающим за сбор и утилизацию мусора.
Всевозможные инструкции и СанПиНы дают многочисленные рекомендации, и чиновники жестко наказывают за неправильное их выполнение. Предусмотрены на 18 страницах санпиновского опуса следующие правила, куда входят и область применения, и общие положения. Дана классификация медицинских отходов с разделением их на 5 классов, где первые два основных класса собственно и относятся к лечебно-профилактическим учреждениям: А. Неопасные отходы и Б. Опасные (рискованные) отходы. Остальные отходы больше относятся к промышленным и радиоактивным.
Также в этом СанПиНе предусмотрены общие правила организации системы сбора, временного хранения и транспортирования отходов в ЛПУ и правила сбора отходов в медицинских подразделениях. Не забыт также порядок проведения дезинфекции отходов и многоразового инвентаря. Перечислены и общие требования к инвентарю для организации системы сбора и удаления отходов и местам установки (меж)корпусных контейнеров.
Отдельной строкой идут условия временного хранения и удаления отходов. И, по мнению авторов этого СанПиНа, вывоз отходов классов А, Б, В должен производиться ежедневно при отсутствии на территории лечебного учреждения установки по обезвреживанию отходов.
Отходы класса А могут быть захоронены на обычных полигонах по захоронению твердых бытовых отходов. Отходы классов Б, В необходимо уничтожать на специальных установках по обезвреживанию отходов ЛПУ термическими методами.
А вот сейчас мы подойдем к самому главному. Для лечебных учреждений составлен целый список требований, которые они должны выполнять. Все это хорошо и правильно. Но вот только зачем? По данным начальника управления государственного контроля министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области на ее территории действуют два полигона бытовых отходов – Кировский и Ленинский (журнал «Бизнес- Кредо", июль 2009 г. стр. 12). Ни один из этих полигонов не сертифицирован и не лицензирован. Их даже на бумаге не существует, есть только в природе, по распоряжению городской администрации.
По данным директора ООО «Университет экологических проблем», количество полигонов равно четырем. К двум вышеперечисленным добавлены полигоны ООО «ЖКХ – Сервис» и Кормиловский ТБО. По данным министерства сельского хозяйства, есть еще полигоны для захоронения пестицидов на территории ЗАО «Полигон» и в деревне Шулаевке Любинского района. Получается три разных цифры: два, четыре, шесть. Сколько же всего полигонов на территории, прилегающей к городу Омску? Оказывается всего один полигон ООО «ЖКХ – Сервис». Это единственный полигон, на который имеется лицензия по захоронению твердых бытовых отходов (ТБО), которая была получена только в 2007 году.
А вот какие данные (на правах рекламы) привела группа предприятий «Чистый город» в газете «МК» в Омске от 3 июня 2009 года. Оказывается, «действительно, сложившаяся в Российской Федерации система обезвреживания ТБО (твердые бытовые отходы) основана на захоронении большинства отходов (почти 98%) на полигонах и неорганизованных свалках. Такая же ситуация сложилась и в Омске, причем даже официально действующие омские полигоны по утилизации мусора, строго говоря, таковыми не являются, а представляют собой санкционированные свалки, не соответствующие требованиям санитарного и природоохранного законодательства».
Так куда же деваются отходы лечебных учреждений? Они, оказывается, все сбрасываются в большую выкопанную яму на территории полигона ООО «ЖКХ – Сервис», не имеющего лицензии на захоронение лечебных отходов. Какие там еще специальные установки по обезвреживанию отходов ЛПУ термическими методами? Об этом только мечтают в своих программах заинтересованные лица.

Роспотребнадзор
Спрашивается, зачем весь этот СанПиН со своими правилами, если на заключительном этапе все отходы сбрасываются в обычную яму. Так еще Роспотребнадзор требует у каждой стоматологической клиники (даже если всего 1-2 кресла) обязательно:

1. Программу производственного контроля.
2. Отпечатанные правила по сбору медицинских отходов.
3. Договора с транспортной организацией, имеющей лицензию по обращению с этими отходами.
4. Инструкцию по сбору, временному хранению и утилизации отходов.

Поверил я рекомендациям «лектора» 380-рублевого семинара «по мусору», что для успешной работы клиники необходимо экспертное заключение. Для этого надо обратиться в Роспотребнадзор и заполнить заявление по сбору мусора, потом вместе с предписанием придет эксперт и выдадут экспертное заключение – «бесплатно»! Пришел эксперт и вновь стал искать различные нарушения, обходя клинику. Конечно, как у всякого нового проверяющего у него есть свои потаенные вопросы, любимые, я бы их назвал взяткообразующие вопросы, за неимением ответа на них полагается штраф или определенное вознаграждение.

? Почему у вас ведро без крышки?
? А где у вас пакеты белого цвета для сбора бытового мусора?
? А сколько раз в неделю вы вывозите отходы в желтых пакетах?
? А какие у вас дезинфицирующие растворы и где на них сертификаты?
? А где у вас желтые контейнеры для сбора использованных игл?
? А где у вас расположены контейнеры по сбору бытового мусора?

Был там еще ряд всяких вопросов. Но уже слушать всю эту ахинею просто надоело. Жильцы близлежащих домов выносят бытовой мусор в черных пакетах, но вот медики его должны выносить в белых. Особенно настаивала проверяющая, чтобы мусор вывозился каждый день. На мои попытки возразить, что это нереально и очень дорого обойдется для клиники, да никакой «Университет экологических проблем» просто не в состоянии приезжать каждый день, да и что вывозить сейчас, в дни кризиса, когда резко сократился прием больных и отходов почти никаких нет. Да разве эксперта переубедишь.
У вас если нет комнаты для хранения мусора, то тогда вы должны каждый день вывозить медицинские отходы. Потом эксперт еще раз проверил документы и выяснил, что инструкция по сбору, хранению и удалению отходов не согласована в Роспотребнадзоре. Последнюю инструкцию я согласовываю в Роспотребнадзоре уже 6-й (шестой!) месяц. Уже трижды переделывал. То руководителя территориального Управления Федеральной службы заменяю на начальника санитарного отдела, то не указываю нахождение этого самого полигона по захоронению медицинских отходов (а его, кстати, нигде и нет), то стрелку на схеме не там поставил о путях следования мусора в моей стоматологической клинике. Особенно меня растрогала забота эксперта о моих расходах на дезинфекцию мусора, стоимость вывоза одного желтого пакета и общие годовые расходы. Зачем, спрашивается? Ее должен утвердить самый главный руководитель вместе со мной. Неужели, подумал я, для такой чепухи еще требуется виза начальника Роспотребнадзора?
Мой проверяющий эксперт предложила мне выход:

? Неужели, у вас нет никаких знакомых в Роспотребнадзоре? Подойдите к одному из заместителей, попросите, они вам и сделают все согласования.
? Да откуда у меня там знакомые. Вы же прекрасно знаете, что санитарные врачи к своим врачам-коллегам относятся как кошка к собаке. Все как раз сделают наоборот. Затянут до безобразия. Лучше я пойду законным путем через канцелярию.
? Но мне надо будет уже на следующей неделе давать ответ на предписание, — пыталась возразить эксперт.
? Я думаю, пока все это согласую, вы же сами и отмените все эти согласования. Мы же вывозом медицинских отходов не занимаемся, так почему мы должны все согласовывать?- возразил я.
Вот и согласовываю шестой месяц, а экспертного заключения, бесплатного, еще и не увидел.
Санэпидсервис
Хочу вернуться к получению свидетельства по обращению с мусорными отходами. Я уже писал в предыдущей статье, как мы два часа сидели и слушали Санитарные правила и нормы сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Тот самый пресловутый СанПиН 2.1.7.728-99, утвержденный Геннадий ОНИЩЕНКО 22 марта 1999 года, в кратком изложении руководителя 380 рублевого семинара (с одного человека). Пока нам пересказывали этот судьбоносный документ, в соседней комнате от руки лихо заполнялись свидетельства.
По окончании лекции, всем, кто внес наличные в кассу, выдали эти свидетельства, предохраняющие от 40-тысячного штрафа. Невольно подумалось: так можно и на федеральный уровень вытащить все СанПиНы и постановления и взимать плату за обучение их на семинарах.
Вот я и решил, проверить законность сбора денег и преподавания и повторно посетил этот центр. В центре подготовки меня встретила миловидная женщина и на мой первый вопрос о наличии у них лицензии на право образования и чтения лекций из миловидной превратилась в оскорбленную в лучших чувствах женщину.
Из ее сбивчивого рассказа я понял, что их Центр переподготовки еще в 2005 году пытался получить образовательную лицензию, но им было отказано. Тогда их все равно попросили проводить семинары по мусору с привлечением специалистов из Роспотребнадзора. Я прекрасно понимаю, что это такое, когда просит Роспотребнадзор. Главное не в этом. На протяжении нескольких лет этот ООО «Санэпидсервис» во главе с А.М. КУЗЬМИНОВЫМ, выдает удостоверения (сертификаты) установленного образца, обучает курсантов без всякого разрешения, лицензии и остальных установленных федеральным законодательством требований.
Другими словами: нелицензированная частная организация выдает удостоверения всем лицензированным медицинским учреждениям! Получается, что все выданные ими удостоверения, просто-напросто филькина грамота, или кузьминовская грамота! И все судебные решения надо просто отменять, а все лицензионные проверки, выносящие в свои предписания грубые нарушения в связи с отсутствием свидетельства по мусору, считать незаконными. Вы сами не сумели организовать на базе ЦГСЭН соответствующие курсы, так позвольте и признать свое служебно-чиновничье несоответствие.
Но, видно, чувствуя за собой неправомерность и незаконность обучения и выдачи свидетельств по обращению с отходами, наше пресловутое ООО «Санэпидсервис» направило в Центр экспертизы деятельности в области здравоохранения письмо с просьбой признать за ним право проводить эти курсы обучения и получило письмо, где, в частности, говорится: «В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 июля 2002 года № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности», утратившим в настоящее время силу, в связи с введением в действие приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2007 года № 323, ….. действующее законодательство в сфере лицензирования медицинской деятельности не предусматривает работы и услуги по эпидемиологии, дезинфектологии, дезинсекции, дератизации, а также гигиеническому обучению, лицензия при осуществлении указанных видов работ и услуг по медицинской деятельности не требуется».
Это как в старой миниатюре Аркадия РАЙКИНА, где участники юморески обменивались телеграммами. Одна сторона запрашивает: «Когда придут вагоны?», а другая отвечает: «Рояли уже отгрузили, ждем ответа!»
Поэтому и подписали на удостоверении – «гигиеническое обучение». Мы же не сертификаты выдаем, а удостоверения по гигиеническому обучению. Вроде бы себя и защитили в своей предпринимательской деятельности, но как на это посмотрит прокуратура, заинтересовавшаяся этим «центром переподготовки». Так, глядишь, каждый начнет выдавать «сертификаты» по различным направлениям в медицине. Ведь у Геннадий ОНИЩЕНКО хорошо развита фантазия по различным санитарно-гигиеническим сферам медицины.
Уже выходя из Центра подготовки, сотрудница этого центра мне сказала: «Вот видите, пошли навстречу врачам и сами же поплатились за эту доброту. Теперь придется всем ответственным по медицинским отходам ездить в Москву или Санкт-Петербург на специализацию. И платить за обучение 16 тысяч рублей. А не у каждого такие и деньги найдутся». Ничего нельзя было возразить на эти слова. Но здесь вина не Центра подготовки. Надо брать выше. Ведь кто-то из высших чиновников сумел протолкнуть в СанПиН 1999 года положение о необходимости каждому ответственному по медицинским отходам «иметь сертификат установленного образца».
Инструкция
«Руководителем ЛПУ по согласованию с ЦГСЭН утверждается инструкция, устанавливающая правила обращения с отходами и персональную ответственность сотрудников, схема удаления отходов, включающая сведения: о качественном и количественном составе отходов, местах для установки и видах емкостей для сбора отходов, местах промежуточного хранения отходов, о расходах на сбор, транспортирование и удаление отходов». И ведь это же кто-то написал?
Кроме возмущения и смеха вызывает еще одно порождение СанПиНа, от 1999 года. Это ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРИКОРПУСНЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ. Оказывается, в каждом лечебном учреждении должна быть комната для временного хранения отходов, это для одного желтого пакетика ценой 400 рублей. Я, может, еще согласен, что для крупных лечебных учреждений, медсанчастей, поликлиник и нужна такая комната, но зачем она, спрашивается, нужна в клинике на 2-3 кресла? Да еще с такими вот параметрами.

1. Пол помещений выкладывается керамической плиткой.
2. Стены помещений выкладываются глазурованной плиткой по всей высоте.
3. Покрытие потолка — влагостойкой краской.
4. Оконные блоки по серии 1.236-6 вып. 1.
5. Внутренние дверные блоки по серии 1.136-10.
6. Помещение должно оборудоваться:
— умывальником,
— поливочным краном,
— стоком воды,
— бактерицидным облучателем,
— вентиляцией.

Хотелось бы увидеть такую комнату для временного хранения мусора в каком-нибудь лечебном учреждении города Омска.
Все бы ничего, если бы все эти вышеперечисленные нарушения не являлись грубыми административными правонарушениями. И за это «грубое» административное правонарушение предусмотренное частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях меня оштрафовали на 40 (сорок) тысяч рублей. За отсутствие у меня 380-рублевого свидетельства по обращению с мусорными отходами!
Из печати недавно вычитал, что отсутствие на пассажирском самолете средств тушения пожара и спасательных средств на борту подвергается штрафу от 20 до 30 тысяч рублей. Ну никак не укладывается в сознании, что отсутствие никчемной бумажки является грубым административным нарушением.
Вот тут мы и подошли к самому главному, и я невольно задаю вопрос: почему за дурацкие рекомендации, заведомо невыполняемые, приходится платить такие огромные штрафы? Это что, помощь бизнесу и малому предпринимательству? Как можно спрашивать по СанПину, если сами чиновники палец о палец не ударили, чтобы построить один полигон для лечебных отходов? Как можно ежедневно вывозить пакет с медицинскими отходами, если существует всего лишь одна организация, имеющая лицензию на вывоз этого мусора, а вот куда конкретно вывозить, она и сама толком не знает и вывозит и сваливает, противозаконно, в одну яму.
Вначале у себя из глаза бревно вытащите, чем рассматривать соломинки в другом глазу, господа чиновники!
…. Гнилостный удушающий запах мусорной свалки медленно расползался по земле. Среди гор бытового мусора, как подсолнухи с картин Винсента Ван ГОГА, ярко сверкали желтые пакеты с отработанными медицинскими отходами. Лица без определенного места жительства сосредоточенно выбирали их среди этого серого многообразия, раскрывали, что-то доставали и складывали в свои вещевые мешки. С 10-летним юбилеем, создатели СанПиНа 2.1.7. 728-99! С праздником!


Первую статью «Мусорная мафия» см. в «КВ» № 27 от 15 июля 2009 года.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.