28 сентября на сайте Мираф-Банка появилось сообщение о том, что на внеочередном общем собрании акционеров ЗАО КБ «Мираф-Банк» было принято решение о реорганизации в форме присоединения к нему ЗАО «Банк „Петербург-Инвест“. О целях этого мероприятия и ближайших задачах, стоящих перед банком, председатель Правления КБ „Мираф-Банк“ Андрей БЕСПЯТОВ рассказал обозревателю «КВ» Екатерине СЕРВАХ.
— Самый главный вопрос, который наверняка волнует всех: каковы цели реорганизации и почему в качестве партнера был выбран именно этот банк?
— Цель понятна: акционеры двух банков хотят развить свой бизнес, расширить его возможности, сделать более стабильным и устойчивым. Выбор обусловлен имеющимися контактами между акционерами двух банков. Этот вопрос возник не вчера – акционеры не сразу пришли к общей точке зрения, но со временем достигли договоренности.
— Когда было достигнуто это соглашение? В какой стадии находится процесс?
— Примерно в мае-июне. С тех пор уже прошли общие собрания акционеров обоих банков, приняты все необходимые решения, и буквально на днях документы о присоединении будут переданы в Банк России.
— Тем не менее, в сентябре в Санкт-Петербурге открылось сразу несколько ККО Мираф-Банка. Какой в этом смысл?
— Банк Петербург-Инвест имеет на сегодня головной офис в Санкт-Петербурге и филиал в Москве. Открытие ККО, безусловно, связано с работой по присоединению этого банка. А происходит все именно так с целью не терять дорогое время. Присоединение завершится, по нашим расчетам, в конце ноября – середине декабря. До этого петербургский банк не может открывать такие офисы, не имея всех необходимых лицензий. Зачем нам ждать декабря, если уже сейчас можно вести интересную и прибыльную деятельность?
Было принято решение, что Мираф-Банк откроет эти ККО, а в дальнейшем они превратятся в дополнительные офисы петербургского филиала Мираф-Банка. Потому что и далее мы будем работать под брэндом «Мираф-Банк»: головной банк в Омске и 3 филиала — тольяттинский, петербургский и московский. Для омских клиентов положительным моментом является то, что банк остается в Омске в том же виде, в каком и был, а не перебирается в другой город, как это часто бывает.
ККО сегодня осуществляют 3 вида операций: валютообменные, перечисления денег в интересах физических лиц без открытия счета и перечисления по четырем срочным платежным системам: Western Union, Migom, Lider и Contaсt. После превращения в допофисы они получат возможность привлекать вклады населения, производить расчетно-кассовое обслуживание клиентов и выполнять все прочие функции банка.
— А что изменится в результате вашей реорганизации для омичей?
— Во-первых, у Мираф-Банка до 187 млн рублей увеличится собственный капитал, а вместе с ним — и возможности по оказанию услуг клиентам. Например, предельный размер предоставляемых банком кредитов.
Во-вторых, планируется, что после присоединения банк выйдет на рынок пластиковых карт. То, что мы планировали сделать в конце 2007 – начале 2008 года, но кризис заставил приостановить движение в этом направлении. Вопрос выбора конкретной платежной системы пока обсуждается.
Далее планируется выйти на прямую работу с биржами, что также позволит банку предлагать более интересные услуги нашим клиентам. И конечно, присоединение интересно тем, кто ведет или собирается вести бизнес с регионами, где мы будем представлены.
— Планируется ли проведение дополнительной эмиссии?
— На данном этапе будет происходить лишь эмиссия в размере дополнительных акций для акционеров банка Петербург-Инвест. За счет объединения уставный капитал Мираф-Банка увеличится с 54 до 93 млн рублей. Увеличение уставного капитала — это уже следующий этап развития банка.
— Какие из перечисленных новых возможностей вы считаете наиболее важными для банка?
— Я бы не стал ничего выделять – считаю, что имеет значение только весь комплекс. Именно потому мы и пошли на реорганизацию – видя, что это позволит решить сразу целый комплекс вопросов для самого банка и его клиентов.
— А как сейчас обстоят дела с традиционными направлениями вашего бизнеса?
— Работа идет в обычном режиме: мы кредитуем малый бизнес, только подходы банка стали пожестче. Это понятно, потому что риски сильно увеличились. Под твердые залоги кредитуем и физических лиц, принимаем вклады – идет нормальная текущая работа.
В части присоединения выполняем все юридические требования: рассылаем сообщения кредиторам о том, что любой из них может потребовать от нас досрочного выполнения своих обязательств. Но мы считаем, что для наших клиентов информация о расширении банка будет положительной новостью.
— Вы активно занимались ипотекой. В последний год с этим направлением деятельности у всех были проблемы. А как обстоят дела сейчас?
— Понятно, что ипотека почти исчезла. Однако все последние месяцы мы продолжали заниматься этим вопросом и предлагали продукты нашего партнера – банка Дельта-Кредит. Сегодня мы рассматриваем возможность возобновить сотрудничество с АИЖК. Мы считаем, что ипотечное кредитование в нашей стране возобновится. Этот продукт необходим населению, а значит, он будет присутствовать на рынке. Себя мы позиционируем как участника рынка ипотечного кредитования и сегодня, и в будущем. Считаем, что это хорошее, интересное, прибыльное направление банковской деятельности.
— Что, на ваш взгляд, является сейчас главным сдерживающим фактором на пути к реанимации ипотеки?
— Негативных моментов много: и высокие ставки, и отсутствие у банков длинных и приемлемых по стоимости ресурсов, и другие обстоятельства. Но самое главное – неуверенность, можно даже сказать – страх населения по поводу собственного финансового состояния в будущем. Многие сегодня не уверены в том, когда исправится его пошатнувшаяся финансовая ситуация либо каковы перспективы улучшения этой ситуации.
СМИ уже создали, и наверное — правильно создали определенную психологию вокруг ипотеки. Получение такого кредита – очень серьезное и ответственное решение, и когда люди подходят к этому легко, не рассчитав свои силы, то начинают терять жилье, терять деньги. Теперь, наверное, начнут лучше считать. Беря ипотечный кредит, может быть, не на один десяток лет, человек все-таки хочет хоть как-то просматривать свои перспективы.
— В прошлом году АИЖК «подставило» многие банки, когда спешно поменяло правила рефинансирования. Вы ведь тоже, наверное, не смогли рефинансировать все кредиты?
— Да, у нас есть определенный объем кредитов, которые не удалось рефинансировать в АИЖК. К сожалению, этот партнер повел себя на рынке не самым порядочным образом. Есть обратные примеры, когда другие партнеры заранее предупреждали: прекратите кредитовать по нашему продукту, мы в дальнейшем не сможем вас рефинансировать.
И сегодня АИЖК пока занимает не очень понятную и не до конца прозрачную позицию на рынке в части условий рефинансирования кредитов, выданных первичными кредиторами. Именно это во многом сдерживает готовность банков вступать в работу с АИЖК. А если они и решают вступать, то устанавливают определенные лимиты рисков, боясь повторения такой же ситуации в будущем.
— Во время переговоров с АИЖК как-то поднимается вопрос о тех кредитах, которые были выданы, но не рефинансированы?
— Периодически поднимаем эти вопросы, они периодически их рассматривают и пока периодически нам отказывают.
— Сейчас в очередной раз поднимается вопрос о создании единой общероссийской системы платежных карт. Как вы считаете, насколько продуктивна эта идея?
— Как конечная задача это неперспективно и непродуктивно. Область финансов потеряла границы: нет финансов омских, нет финансов российских, есть только мировые финансы. Соответственно, и внутренняя платежная система – это узкоориентированный, неполноценный и малоинтересный продукт. Но такой вариант возможен, если рассматривать его как первый шаг на пути к созданию российской международной платежной системы или ее интеграции в уже имеющиеся международные платежные системы.
В перспективе число поездок россиян за рубеж будет только увеличиваться. Значит, и спрос населения будет не на внутреннюю карту, а на ту, которую будут принимать во всем мире. Будет у «Золотой короны» или «Сберкарт» столько же пользователей, как у любой из международных систем – значит, будет и статус. Поэтому голосовать здесь будет потребитель путем приобретения этих карт.
— Спасибо за интервью! Желаю вам успешного завершения начатого процесса реорганизации.