Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Книжный клуб: Философия случая

14 октября 2009 12:53
0
1402

Размышления о сущности литературы родились у автора, когда он попытался понять, почему его произведения в разных странах понимают по-разному. 

Станислав ЛЕМ. Мой взгляд на литературу. М.: ACT, 2009. 857 стр. Тир. 3 ООО экз.

Мы знаем Станислава ЛЕМА как писателя, автора «Соляриса», «Эдема», «Возвращения со звезд», остроумных «Путешествий Ийона ТИХОГО», самое известное из которых четырнадцатое путешествие, то самое с сепульками и курдлем, из которого потом вырос роман «Осмотр на месте». Но на Западе не менее известен философ и мыслитель Станислав ЛЕМ, первым обозначивший темы и направления, активно разрабатывавшиеся потом в философии науки и техники. Есть у него монументальный труд и по теории литературы «Философия случая», где он пытается рассмотреть ее с точки зрения прикладной кибернетики, логики и теории игр. «Мой взгляд на литературу» — это как бы продолжение той книги: сборник статей, эссе, размышлений, предисловий к своим и чужим произведениям, газетных колонок и писем. Причем тексты научные (литературоведческие) весьма сильно отличаются от текстов из переписки с читателями. Сравните сами: «Позиция эпистемологической однозначности, свойственная эмпирическому рационализму, склонна актуальное состояние знания (а следовательно, мира значений) невольно сохранять в неизменном виде, закрывая путь предвосхищения будущих, возможных, отличных от современных точек зрения, и здесь художник проявляет существенное превосходство над эмпириком» («О ДОСТОЕВСКОМ без сдержанности»). Или вот: «Существуют книги, которые мы любим и уважаем, такие, которые любим, но не уважаем, такие, которые уважаем, но не любим, и, наконец, те, которые мы не любим и не уважаем. Для меня к первой категории принадлежат книги, не все, Бертрана РАССЕЛА, ко второй — СИМЕНОНА, к третьей — КАФКИ, к четвертой, например, книги типичной science fiction. То же касается нашего отношения к женщинам. Ведь можно считать, что некоторая женщина достойна любви за ее положительные качества души и тела, и одновременно сознавать, что сам ты ее не полюбишь. Добросовестный критик — это такой, который лишь то признает и хвалит от всего сердца, что одновременно как любит, так и уважает» (из письма). 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.