В «КВ» №40 от 14 октября была опубликована статья, посвященная внеочередному заседанию городской межведомственной комиссии по вопросам защиты трудовых прав работников. На комиссию были приглашены ряд строительных организаций, в том числе ООО «Строительно-монтажный трест №2», которые уже несколько месяцев не выплачивают зарплату. Однако ответы приглашенных директоров не смогли удовлетворить членов комиссии. Мы попросили Геннадия Даниловича БАЙБАКА дать комментарии по данному поводу.
— Геннадий Данилович, как вы считаете, почему в тресте образовалась кредиторская задолженность по зарплате и как планируется ее погасить?
— На этот вопрос более точно может ответить руководство треста, но я постараюсь прокомментировать сложившуюся ситуацию. Опубликованная в прессе информация несколько не соответствует действительности. С 1 января 2009 года по состоянию здоровья я сложил с себя полномочия генерального директора треста. Тем не менее из 45 лет трудового стажа я строительству отдал 40 лет, из них Тресту-2 — 22 года, поэтому его судьба мне не безразлична. Советом директоров генеральным директором ООО «СМТ №2» назначен Сергей ЧЕМАКИН, ранее работавший более 15 лет техническим директором, это грамотный инженер.
До 1 января 2009 года задолженности по заработной плате и налогам в тресте не было. Кризис в настоящее время коснулся всего строительного комплекса, не обошел и Трест-2, поэтому и образовалась задолженность. Прекратилась продажа квартир — а это основной источник для погашения расходов, в том числе и по зарплате. В тресте образовалась незначительная кредиторская задолженность порядка 3-4 млн рублей. Но в тресте есть нереализованного жилья готовностью 80-90% более чем на 120 млн рублей. В организации имеются и другие источники и формы гашения задолженности, и руководство треста принимает меры. Я полагаю, что до конца года вопрос задолженности по заработной плате будет решен.
— У комиссии по зарплатам возникли вопросы по структуре треста — какое отношение имеют друг к другу ООО «Стройтехнология», ООО «Строительно-монтажный трест №2» и ООО «ПТК»?
— Приведенные в СМИ компании к тресту никакого отношения не имеют. Эти компании выполняют подрядные работы не только для треста, но и для других организаций. У них своя отчетность, свои счета и генеральные директора.
— Кто в тресте является инвесторами по строительству жилья?
— В основном ими являются физические лица, их около 250 человек.
— Какие объекты в настоящее время строит компания?
— Трест-2 за 2009 — 2011 годы планирует ввести в эксплуатацию 47 тысяч кв. метров жилья. В 2009 году предполагается сдать дом в 16-м военном городке, в 2010-м — жилые дома по ул. Жукова — Маяковского, Малиновского, Орловской — Братской. В 2011 году должны быть сданы вторые очереди объектов по улице Малиновского и Орловской — Братской.
— В 2004 году трест стал участником программы регенерации ветхого жилья, взяв площадку неподалеку от 16 го военного городка. Какова судьба этого проекта?
— Мы взяли кредит в Сбербанке и выкупили этот участок на аукционе. Затем более четырех лет оформляли землеотводную и разрешительную документацию на строительство. В настоящее время начали строительство пилотного дома, ввод первой очереди намечен на 2010 год, второй — на 2011 год. Но без вмешательства и помощи местных властей расселение ветхого жилья невозможно, так как на площадке застройки существуют федеральные, ведомственные, муниципальные и частные строения, которые нужно сносить.
— Как вы относитесь к банкротству строительных компаний на омском рынке?
— Банкротство — абсолютно нормальная процедура. Это как злокачественная опухоль, которую нужно вовремя удалить, тогда человек выживает. Это я вам абсолютно авторитетно заявляю, так как на протяжении нескольких лет я был арбитражным управляющим и банкротил несколько предприятий. Результат примерно 50 на 50 — 10 предприятий живут и здравствуют, 12 ликвидировано.
В 2000 году банкротили Трест-2, но ни одного работника, а их было в тресте 950 человек, не уволили. Тогда рассчитались по долгам, и через год трест выполнил объемы в два раза больше. Были сданы в эксплуатацию три школы к началу учебного года, к концу года — четыре детских сада и 12 тысяч кв. метров жилья. Другой пример — в это же время банкротят Трест-3, его ликвидировали и о нем забыли.
Желательно, чтобы СМИ эту ситуацию преподносили несколько в другой плоскости. Не все строители «воры в законе», как трактуют в СМИ. Немалая часть объема всех публикаций в прессе — это негативная сторона предприятий и почему-то особое внимание уделяется строителям — ВДОВИНУ, БАЙБАКУ, МЕДВЕДЕВУ и так далее. Я уже не говорю о прессинге строителей со стороны других структур. Мне кажется, сейчас строители судебных приставов стали любить больше, чем компартию в советское время.
Трест-2 уже более 15 лет не является членом профильного профсоюза, в тресте есть свой профсоюз. И если нарушаются права, есть один орган, который даст оценку, это суд. Что касается городской межведомственной комиссии по вопросам защиты трудовых прав работников, сейчас это карательный орган, создающий нервозность и ажиотаж, а она должна быть катализатором для выхода из сложившейся ситуации.
— Каковы ваши предложения?
— Нужно, безусловно, достроить почти готовое жилье и дать возможность работать строителям, а не мешать им и не «кошмарить» их бизнес. Для выкупа по программам Минобороны нужна 100-процентная готовность жилья, но нас разбаловали — мы строим коробки без отделки, а инвестор их достраивает. Это абсолютно неправильно, и застройщикам придется перестраиваться.
Практически 80% строек в городе заморожено. Заводы строительной индустрия работают на 40-50% от свой мощности, и половина этой продукции поставляется на Север и в Казахстан, а остальное в равных долях распределяется на свои нужды и для других строителей Омска.
Покупательная способность у жителей Омска упала на 90%, банки прекратили выдавать кредиты строительным организациям и ипотеку физическим лицам. Я считаю, что жилья в Омске нужно вводить не более 400 тысяч кв. метров в год. Полагаю, что если стройка имеет готовность от 70%, банк должен дать кредит на ее завершение по ставке максимум 16% годовых. Но нужно, чтобы гарантом при этом выступило правительство Омской области. Надежным строительным организациям, имеющим разрешительную документацию на строительство, нужно выдавать кредит по ставке до 12% годовых. И если будет предоставляться ипотека на кабальных условиях населению, стройки не возобновить, а застройщики обречены на гибель.
«КВ» приносят Геннадию БАЙБАКУ извинения за допущенную неточность в предыдущей публикации.