В понедельник, 16 ноября президиум политсовета омского регионального отделения «Единой России» (ОРО ЕР) подвел итоги праймериз по выбору кандидата от партии на пост мэра Омска. Действующий градоначальник Виктор ШРЕЙДЕР победил с результатом 66,4% голосов. Однако праймериз завершился скандалом. 10 ноября на встрече в ДК им. Баранова один из кандидатов — гендиректор Омскнефтехимпроекта и депутат Законодательного собрания Омской области Игорь ЗУГА заявил о своем выходе из праймериз по причине давления со стороны городской администрации. Г-н ЗУГА предложил приостановить процедуру внутрипартийного голосования и рассмотреть вопрос об исключении из партии Виктора ШРЕЙДЕРА и двух его заместителей. Президиум политсовета ОРО ЕР «отставку» Игоря ЗУГИ не принял, а по озвученным им фактам назначил партийное расследование.
Демарш
10 октября в ДК им. Баранова проходила предпоследняя встреча участников праймериз с партийцами. Игорь ЗУГА выступал первым. Однако вместо изложения своей предвыборной программы он обратился к присутствующим с гневной речью о произволе городских чиновников. Что вменялось в вину подчиненным Виктора ШРЕЙДЕРА? Исключение из состава КТОС «Чкаловский-1» самого Игоря ЗУГИ и расформирование КТОС «Парковый» (оба комитета находятся на территории избирательного округа г-на ЗУГИ), а также «лихой налет» на школу №73 сотрудников департамента образования, потребовавших снять стенды с информацией о программах Омскнефтехимпроекта. Такая же «полицейская зачистка», по выражению г-на ЗУГИ, прошла в конце октября еще в девяти омских школах. А 9 ноября во время совещания по реализации образовательной программы Омскнефтехимпроекта замдиректора департамента образования «блокировал подходы к зданию» института, не допустив туда более 40 директоров школ и педагогов. Апофеозом всего этого Игорь ЗУГА назвал «организацию травли и попытку исключения из фракции ЕР в горсовете» участника праймериз Алексея СОКИНА.
— Присутствующие здесь члены «Единой России», наверно, как и члены партии из других округов, получали указание рассматривать меня как опасного врага, — заявил Игорь ЗУГА. —
Виктор Филиппович, ваши подчиненные пугают педагогов и общественников! Неужели вы так боитесь перестать быть мэром? Я всегда считал, что этого больше всего боятся ваши замы.
Двух замов мэра – Татьяну ВИЖЕВИТОВУ и Владимира КУПРИЯНОВА, а также директора департамента образования Илью ДУБИНА Игорь ЗУГА тут же предложил исключить из ЕР «за действия, дискредитирующие партию». А при подтверждении фактов причастности к этому самого мэра – и его тоже. По мнению кандидата, процедуру праймериз необходимо было приостановить, а результаты голосования признать нелегитимными.
Через пятнадцать минут после эмоционального выступления Игоря ЗУГИ к трибуне вышел невозмутимый Виктор ШРЕЙДЕР. Сухо заметив, что не собирается комментировать речь предыдущего оратора, мэр принялся читать доклад, текст которого на протяжении всех восьми встреч с партийцами оставался почти неизменным.
Ответ партии
На следующей, последней в праймериз встрече в ДК «Сибиряк» 11 ноября Игоря ЗУГИ уже не было. За несколько часов до этого собрания президиум политсовета ОРО ЕР провел экстренное заседание. Как пояснил «КВ» Александр АРТЕМОВ, «члены президиума единогласно высказались за то, чтобы продолжить праймериз в том составе, который был утвержден». На этом же заседании контрольно-ревизионной комиссии ОРО ЕР, которую возглавляет гендиректор ГК «Турист» Геннадий НЕЙМАН, было поручено провести партийное расследование по фактам, изложенным Игорем ЗУГОЙ.
Однако присутствующим в ДК «Сибиряк» об этом ничего не сказали. Тему подняли сами партийцы. Записку из зала с вопросом, куда пропал Игорь ЗУГА, передали Алексею СОКИНУ. Председатель собрания Ольга КУЗНЕЦОВА, коллега СОКИНА по горсовету, перебила его, заметив, что членам партии вскоре будет дана исчерпывающая информация. «Не переживайте, Ольга Павловна, у нас же демократия», — заметил Алексей СОКИН и посоветовал всем желающим проголосовать за Игоря ЗУГУ, назвав его программу «наиболее перспективной и альтернативной». Перед голосованием за кандидатов заместитель секретаря политсовета ОРО ЕР Сергей ТОДОРОВ сообщил только о том, что «неучастие в собрании пятого кандидата – его право и желание».
АРТЕМОВ намекнул на «проблемы» ЗУГИ
«КВ» поинтересовались у Александра АРТЕМОВА, как можно заставить кандидата участвовать в праймериз вопреки его желанию.
— Это его проблемы, — отрезал секретарь политсовета. — Если бы впереди было пять собраний, я еще понимаю. Но когда остается одно собрание, фактически это уже ничего не решает и никакого смысла не имеет.
Однако смысл, очевидно, все-таки есть. Версий по этому поводу несколько. Одна из них прозвучала на собрании в ДК «Сибиряк». Алексей СОКИН прочитал записку из зала следующего содержания: «Мы поддерживаем ваш курс с Игорем Михайловичем, и предлагаем Игорю Михайловичу выдвинуться независимым кандидатом на выборах мэра Омска». «Я думаю, что это вполне реальная и правильная тема», — одобрил предложение Алексей СОКИН. По окончании встречи г-н АРТЕМОВ прокомментировал СМИ теоретическую возможность самостоятельного выдвижения участника праймериз: «Это сопряжено с партийной дисциплиной. В положении о праймериз все написано – читайте».
Однако в положении о праймериз нет ни слова о запрете участникам внутрипартийного голосования идти на выборы в качестве независимого кандидата. Как выяснили «КВ», нет такого пункта и в заявлении, которое подписывали кандидаты. Хотя на старте праймериз руководитель исполкома ОРО ЕР МОРДОВИН сказал СМИ, что политсовет планирует ввести запрет на самодвижения для тех, кто проиграет праймериз. Как бы то ни было, у Игоря ЗУГИ, пожелай он на самом деле идти на выборы самовыдвиженцем, будет аргумент – праймериз он не проиграл, потому что за два дня до подведения итогов снял свою кандидатуру.
Пиар-ход или форс-мажор?
Вторая версия случившегося: демарш г-на ЗУГИ – не заранее спланированный пиар-ход, а реакция на некие непредвиденные обстоятельства. На это указывает и тот факт, что руководители ОРО ЕР, судя по комментариям, очевидно, не были готовы к такому повороту событий. А если учесть, что Игоря ЗУГУ до сих пор считали кандидатом Александра АРТЕМОВА, то, возможно, внутри этого штаба произошел раскол. Связан ли он с ходом голосования и проигрышем Игоря ЗУГИ, который был очевиден уже после первых экзит-пулов, сказать сложно.
Еще одна версия заключается в том, что скандал с выходом из праймериз Игоря ЗУГИ рассчитан на то, чтобы привлечь внимание московского руководства партии, за которым остается последнее слово – утвердить или отвергнуть кандидатуру победителя праймериз. Решение об этом Генсовет ЕР должен принять в конце ноября. Москве демонстрируют, что в стане омских единороссов не все так спокойно, и чтобы предотвратить внутрипартийный раскол, предлагают, например, выдвинуть альтернативного кандидата, не замешанного в конфликте.
Ни областная, ни городская власть до сих пор никак не выразили свое отношение к случившемуся. Виктор ШРЕЙДЕР на пресс-конференции 16 ноября ответил на вопрос о действиях Игоря ЗУГИ так: «Есть региональное отделение партии – пусть оно и дает оценку действиям кандидатов. Я оценивать не буду». Мэр также добавил, что «по факту предвыборная кампания стартовала еще весной». И мы, мол, сейчас наблюдаем ее промежуточные результаты. Молчание официальных городских СМИ весьма красноречиво – администрация города не знает, как подать итоги праймериз. Проигнорировать критику Игоря ЗУГИ невозможно, а ответить на нее – значит принять вызов и ввязаться в чужую игру. Для этого, как минимум, нужно знать расстановку сил — понять позицию области. Судя по тому, что областные СМИ подали итоги праймериз без каких-либо оценок и комментариев, губернатор пока сохраняет в этом вопросе статус-кво.