На заседании областного правительства 18 ноября были приняты документы, регулирующие пассажирские перевозки в регионе. Это «Правила организации» транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении и «Порядок формирования базовой маршрутной сети Омской области». Оба документа вступают в силу с 1 января 2010 года и, по сути, меняют сложившуюся в регионе практику организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Как сообщил членам правительства первый заместитель министра промышленной политики, транспорта и связи Омской области Виктор БЕЛОВ, в настоящее время на маршрутах Омской области перевозками занимаются 27 транспортных предприятий: 2 государственных, 5 муниципальных и 20 частных. По данным транспортной инспекции, в области работает порядка 122 частных и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки по коммерческим тарифам. Маршрутная сеть Омской области включает в себя 800 маршрутов, из них 600 — маршруты пригородного и межмуниципального сообщения. Ежегодно в области перевозится автомобильным транспортом около 20 млн пассажиров.
Принятые документы устанавливают порядок открытия, изменения и закрытия маршрутов, ведения их реестра. Заявку на открытие нового маршрута в областной минпром смогут подать муниципальные органы власти, а также физические или юридические лица. К заявке нужно будет приложить технико-экономическое обоснование и проект схемы маршрута.
Одно из нововведений – обязанность перевозчиков, работающих в пределах базовой маршрутной сети пригородного и межмуниципального сообщения, иметь терминалы для считывания электронных транспортных карт льготников. В настоящее время терминалами оснащены только городские транспортные предприятия, так как льготы установлены только для пассажиров муниципальных маршрутов. Как сообщил министр труда и социального развития Андрей БЕСШТАНЬКО, вскоре на рассмотрение областного правительства будет вынесен проект о введении транспортных льгот на пригородных и межмуниципальных маршрутах. Предполагается, что они начнут действовать с 1 апреля 2010 года.
— Самое интересное для нас в этом документе — это порядок и условия проведения конкурса на осуществление регулярных перевозок в пределах базовой маршрутной сети, — отметил Андрей БЕСШТАНЬКО. — С 1 января 2010 года у нас, наконец, будет определен перечень организаций, осуществляющих эти перевозки.
Мэр Омска Виктор ШРЕЙДЕР обратил внимание на порядок размещения остановочных пунктов в границах муниципалитетов. В Правилах установлено, что решения о местах расположения остановок минпром принимает с учетом предложений муниципалитетов. Виктор ШРЕЙДЕР предложил расширить полномочия местных органов власти — не просто учитывать их предложения, а согласовывать с ними места размещения остановочных пунктов.
— Очень много вопросов возникает, особенно по частным перевозчикам, в том числе на маршрутах межмуниципального сообщения, — заметил Виктор ШРЕЙДЕР. — Вокзальная площадь вся забита, как и ряд других мест в городе.
Исполняющий обязанности председателя правительства области Евгений ВДОВИН назвал принятые документы «исключительно важными и сложными». По его словам, правительству предстоят «поменять действующую сотню лет до того систему пассажирских перевозок на радикально иную и не допустить при этом сбоев и неудобств граждан».