Участники ток-шоу «Франчайзинг: за и против», прошедшего 27 ноября в числе мероприятий первого омского форума франчайзеров, дилерских компаний и совместных предприятий, пытались выяснить плюсы и минусы ведения бизнеса по системе франчайзинга в России. «КВ» представляют наиболее интересные ответы ведущих ток-шоу на вопросы предпринимателей.
Вопрос: Назовите аргументы против франчайзинга
ПЕРКОВ: Зачем мне открывать свои франчайзинговые точки, если благополучно управляю своей сетью и получаю с них доход только я. Так рассуждает предприниматель. Если человек очень переживает за свой проект, за свое детище, лучше его не отдавать франчайзи. Франчайзи это не ваш собственный персонал: уволить его невозможно, судиться с ним сложно, заставить работать так, как нужно именно тебе, тоже нельзя.
ТУПИЦЫН: Франчайзинг — прежде всего система бизнеса. Поэтому вопрос: за франчайзинг вы или против, некорректен — это все равно, что спрашивать, за бизнес вы или против. Но работать в бизнесе сможет не каждый. Также и с фрачайзингом.
СЫРОМЯТНИКОВ: Успех будет только тогда, когда вы будете выполнять инструкции франшизодателя на 100%. Франшиза не для «креативщиков».
Вопрос: Как взять в банке кредит под франшизу?
ТУПИЦЫН: Сразу скажу, что это невозможно. У наших банков к этому доверия нет. Был до начала кризиса момент, когда банки начали кредитовать франчайзи, но вскоре все закончилось. Взять на общих основаниях кредит для начинающего франчайзи тоже не очень просто. Прежде всего потому, что в российской банковской практике обязательным условием является кредитный залог, которого у вас, новоиспеченного предпринимателя, еще нет. Раньше беззалоговое кредитование называлось проектным, сейчас оно свернуто.
ПЕРКОВ: В Российскую ассоциацию франчайзеров входит несколько поддерживающих франчайзеров организаций — консалтинговых, финансовых. В наших рядах побывало большое количество банков. Но все они не хотят рисковать. Многие франчайзеры, особенно западные, создают бизнес-план и с этим бизнес-планом идут в банк. Это можно попробовать сделать: с хорошим бизнес-планом идти, причем именно в тот банк, в котором кредитуется твой франшизодатель.
БОГОМЯКОВА: есть один банковский продукт, доступный предпринимателю, открывающему предприятие по франшизе. Это кредит под закупку оборудования — лизинг. Но, опять, же проценты тут будут большие.
Вопрос: Возможен ли торг между франчайзером и франчайзи?
БОГОМЯКОВА: В компании «Сабвэй» торг не практикуется, паушальный взнос во всех странах взимается в одном размере. 32 000 ресторанов по всему миру открылись с одними и теми же затратами.
ПЕРКОВ: С опытным франчайзером не поторгуешься, приходится соглашаться на их условия или не соглашаться. Можно торговаться с начинающими франчайзерами, но с ними всегда сохраняется риск стать подопытным кроликом.
Вопрос: Можно ли купить какую-нибудь франшизу на ту сумму, которая выделяется молодым предпринимателям по программе поддержки безработных — 60 000 рублей?
ТУПИЦЫН: У нас в Новосибирске эта сумма равна 73 тысячам рублей. Но на эти деньги ничего не купишь, по крайней мере, не купишь такой бизнес, который будет приносить хоть какой-то доход, хотя бы 20 тысяч рублей. На эти деньги лучше купите мини-пекарню. Есть одна интересная идея для молодых — детские игровые комплексы. Но на него нужно 300 тысяч рублей. А такую сумму по программам поддержки дают у нас действующим, а не начинающим предпринимателям.
Вопрос: У нас замечательный проект — федеральная торговая сеть «Бегемот», занимающаяся розничными и оптовыми продажами игрушек. На сегодня у нас 50 представительств по всей стране, но в Омске партнеров мы найти не можем. Как нам найти партнера?
ПЕРКОВ: Вам необходим прямой контакт с вашими потенциальными партнерами — рассылка, общение.
СЫРОМЯТНИКОВ: Есть еще один вариант — если ваша компания согласится выступить гарантом перед банками для компаний-партнеров, на контакт с вами пойдут охотнее.
Вопрос: Есть ли смысл франчайзерам идти в Омск?
ТУПИЦЫН: Это зависит не от города, а от самих предпринимателей, от их активности.
ПЕРКОВ: Второй день я слышу о том, что франчайзеры не хотят идти в регионы. В кабинете у любого франчайзера висит карта с расставленными флажками: в каких регионах мы есть и в какие хотим поскорее попасть. Омск никто из этих планов не исключает.
БОГОМЯКОВА: Я согласна с тем, что все зависит от активности предпринимателей. Приведу простой пример: в Омске у нас два франшизополучателя компании «Сабвэй», а в Санкт-Петербурге — один.
Ведущие ток-шоу:
Инга РЫКОВА, руководитель подкомитета по франчайзингу Торгово-промышленной палаты России
Валерий ПЕРКОВ, главный менеджер Российской ассоциации франчайзинга
Евгений СЫРОМЯТНИКОВ, директор новосибирской компании «Крепмаркет»
Татьяна БОГОМЯКОВА, консультант по развитию бизнеса компании «Сабвэй»
Анатолий ТУПИЦЫН, директор новосибирской компании «Бизнес на продажу»