Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Берег левый,берег правый, снег шершавый, кромка льда

16 декабря 2009 12:14
0
1762

В России ежегодно сотни людей гибнут, переправляясь через реки и озера по льду. К сожалению, несчастья не обходят стороной и омичей. 23 ноября сего года в Тарском районе погиб 18-летний парень. Автомобиль, которым он управлял, провалился в полынью. Это первая жертва зимы 2009-2010 и, скорее всего, не последняя.
Несчастья можно было избежать. Существует множество способов укрепления ледовых переправ. С создательницей одного из самых перспективных методов встретился Максим ДУБОВСКИЙ.
Ольга ЯКИМЕНКО в этом году окончила аспирантуру СибАДИ. Над проектом трудилась 3 года, как оказалось, не зря – она одна из пятнадцати победителей программы У.М.Н.И.К. 2009 года (участник молодежного научно-инновационного конкурса). Ее изобретение позволяет увеличить безопасность движения по ледовым переправам. «КВ» решили выяснить в чем заключается ноу-хау ее изобретения.


? Ольга, расскажите о своем проекте.
? Мы предложили армировать, то есть укреплять ледовые переправы геосинтетическими материалами. Их широко применяют в дорожном строительстве, в частности, для армирования слоев асфальтобетона. Но никто не использовал геосинтетики для укрепления ледовых переправ. Мы изучили их физико-механические свойства, провели лабораторные испытания и убедились в том, что они вполне способны выполнять свои функции в ледяном покрове.
? Что такое «геосинтетические материалы»?
? Это синтетические материалы, применяемые в различных областях строительства: транспортном, гражданском, гидротехническом. В дорожном строительстве эти материалы начали использовать сравнительно недавно — в 60-е годы прошлого столетия, но в наши дни без них уже нельзя обойтись. При их производстве используют синтетические полимеры (полиэфир, полиамид, полиэтилен, полипропелен и др) или натуральные волокна (льняные, джутовые, кокосовые и другие). Мы пока работаем с георешётками из полипропилена и геосетками, изготавливаемыми из стекловолокна.
? Нужны ли эти материалы в Омской области?
? Безусловно, нужны, сейчас с помощью геосинтетиков армируют дороги с асфальтобетонным покрытием — это увеличивает срок их службы, так как трещин на покрытии образуется намного меньше. Если говорить об использовании геосинтетиков в нашей сфере, то следует сказать, что в Омской области 7 ледовых переправ. Они, как правило, способны выдержать вес в 20 тонн. Это, конечно, среднее значение грузоподъёмности, которое зависит и от погодных условий, например, от температуры воздуха. А где строят ледовые переправы? В северных районах! Оттуда везут лес, там добывают нефть и газ. То есть, чем больше перевезут грузов через переправу, тем лучше для экономики Омской области. Для нефтяников, например в Тевризе, переправы укрепляют древесиной. Это достаточно дорогое удовольствие и экологически нецелесообразное, с моей точки зрения. К тому же, древесину можно использовать один раз, до следующего года она разбухнет, станет непригодной для использования. Геосинтетику можно использовать многократно. Я могу с уверенностью сказать, что при соблюдении технологии полимерная георешётка способна легко выдержать два-три года эксплуатации. Это позволяет существенно экономить.
? Можете поподробнее рассказать об испытаниях?
? Конечно, у меня есть фотографии, могу вам показать. На первом снимке мы видим призматический образец льда. Мы ставим его на опоры и прикладываем нагрузку в центре. При разрушении мы получили два куска льда. Если мы теперь сравним этот снимок с тем, на котором изображён армированный образец льда, то увидим, что образец не распался на две призмы, а остался «целым». То есть, если бы так случилось, что на переправе лед не выдержал, в первом случае люди бы наверняка оказались в воде, а во втором,- они бы этого избежали.
?.
? Вы уже защитили свою интеллектуальную собственность?
? Я и мой научный руководитель профессор Виктор Владимирович СИРОТЮК подали заявку на три патента, по одному уже пришло решение о выдаче. Два сейчас рассматриваются.
? Как называются патенты?
? «Способ создания ледовой переправы»
? Что все три?
? Это специфика патентования, патент выдается на конкретный способ.
? Что за способы?
? Этого я вам рассказать пока не могу, они еще находятся на стадии рассмотрения. Но могу сказать, что два из этих способов мы уже опробовали на практике.
? Геосинтетические материалы производятся в Омске?
? В Омске эти материалы не производятся, хотя направление очень перспективное. Мы заключали договоры с выпускающими предприятиями, они находятся в Уфе, Твери и во Владимире. Производители предоставляли нам свою продукцию для исследований.
? Ольга, как вы считаете, в Омске можно организовать производство геосинтетических материалов?
? Это, конечно, возможно, но нужны очень большие финансовые вливания. Время уже упущено, у компаний, которые давно выпускают такую продукцию раскрученные брэнды, налажена технология, разработаны специальные составы пропиток. Если открывать новое предприятие, придется нести колоссальные расходы, которые могут так и не окупиться. Сейчас даже важнее вопрос ни где производят, а какого качества. На нашей кафедре сейчас проводятся исследования геосинтетических материалов. В итоге дорожники должны работать не с тем, что предлагают, а с тем, что действительно необходимо, т.е. применять материалы нужной прочности, размера ячеек. Если в Омске появится производство геосинтетиков, это будет здорово, особенно, если они будут качественными.
? Вы окончили аспирантуру, планируете ли заниматься преподавательской деятельностью?
? Не исключено, что я ей буду заниматься и дальше. Я работаю на кафедре «Проектирование дорог», веду лабораторные работы по предмету «Гидравлика».
? Вы защитили кандидатскую диссертацию?
? Пока нет, я над ней еще работаю, тема моей работы «Разработка методов проектирования и строительства ледовых переправ, армированных геосинтетическими материалами».
? Вы планировали победить в программе У.М.Н.И.К. Фонда содействия развитию?
? Если честно, я не ожидала, что мы выиграем. За три года моего обучения в аспирантуре мы подавали заявки на различные конкурсы, такие как НИР РААСН (научно-исследовательских работ российской академии архитектуры и строительных наук), Ползуновские гранты Алтайского политехнического университета, в 2007 году за свой проект я получила благодарственное письмо, подписанное первым заместителем председателя правительства Евгением Вдовиным – это все мои регалии. Я никогда до этого не выигрывала грантов, не надеялась победить и в этот раз. Поэтому, когда узнала, что победила, сильно удивилась.
? Будете ли вы продолжать работу над своим проектом?
? Да, конечно. Работы идут и сейчас. На опытном участке мы прорабатываем технологию армирования, решаем вопросы, связанные с извлечением материала изо льда весной, так как на переправах категорически запрещено оставлять какие-либо строительные материалы.
? Не думали еще, как потратите деньги, положенные вам по гранту?
? Средства будут перечисляться только после подписания акта о выполнении работ по календарному плану, который составил каждый «УМНИК». То есть тратить, думаю, все будут как и раньше – на исследования.




Максим ДУБОВСКИЙ. 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.