Каждый год из сотни имеет свое лица не общее выражение.
Гюнтер ГРАСС
Мое столетие
Роман
Пер. с нем.
СПб.: Амфора. ТИД «Амфора», 2009 год. — 350 стр.
Тираж 4 000 экз.
Роман вышел в свет в 1999 году, и построение его вполне необычно. Каждому году двадцатого века автор посвятил отдельную новеллу, рисуя масштабную картину прошлого столетия.
К примеру, в главе «1917» герой беседует с господином Ремарком о боевых отравляющих веществах. «... Речь зашла о газовой войне, следовательно, о распылении хлора, о целенаправленном применении боевых отравляющих веществ из групп «синий крест», «зеленый крест» и, наконец, «желтый крест», причем мои собеседники отчасти базировались на собственном опыте, отчасти на чужих рассказах». В 1941 году размышляет о некоей журналистской специфике. «В бытность мою корреспондентом, хоть в России, хоть позднее, в Индокитае и Алжире — для нашего брата война никогда не кончается, мне очень редко удавалось запечатлеть на бумаге те или иные сенсации, ибо как в польском и французском походе, так и на Украине я главным образом был при пехоте, которая следовала за танками из одного котла в другой, через Киев и Смоленск, а когда началась распутица, я двинулся за саперным батальоном, который, чтобы обеспечить продвижение частей, настилал гать и вытаскивал, когда надо, из грязи. Короче, проза кирзовых сапог и портянок». В 1952 году вспоминает, что телевидение поначалу звали «волшебным зеркальцем», а люди «у нас в Люнебурге» толпились у витрин радиомагазинов и смотрели, как на экране шла первая настоящая телепрограмма.
Во всяком случае для каждого года из сотни есть у лауреата Нобелевской премии Гюнтера ГРАССА свой манер, что может быть весьма интересно читателю, прилично пожившему в прошлом столетии.
Комментарии