Вяло и несуетливо подошел к закономерному финалу кризисный 2009 год. Позади и мега-праздники. Скоро завершится, надеюсь, и период традиционного подведения итогов. Уже как-то даже начинаешь уставать от этого тренда. Нет, итожить прожитое и пережитое – дело в принципе полезное. Но с одной маленькой оговоркой: дабы свои ошибки в будущем не повторять. А когда у нас итоги уходящего периода становятся самоцелью, а подводить их бросаются буквально все от президента РФ до начальника транспортного цеха, то границы как-то очень быстро размываются и модный тренд начинает походить то ли на старый ритуал, то ли на новый балаган, а местами – и на все сразу. Когда с середины декабря до середины января все информационные каналы забиваются победными реляциями (выполнили, завершили, повысили, подняли, интегрировали, активизировали, консолидировали), то к концу праздничного марафона, честно говоря, накапливается только усталость и раздражение.
И очень жаль. Ведь 2009 год действительно заслуживает анализа. Но не показушного, а вдумчивого. Хороший был год или плохой – судить не берусь, но точно знаю, что был он неоднозначным. Да, самые пессимистичные прогнозы не сбылись, российская экономика не погрузилась в хаос, омичи в массе своей не остались без работы, оракулы очистительного кризиса могут отдыхать, поскольку доверия к ним уже нет, но и профессиональный оптимизм, которым пропитаны сегодня речи чиновников-однопартийцев, доверия тоже не вызывает. Нет, не сбылись надежды, что кризис вправит мозги зарвавшимся слугам народа и вернет им чувство реальности. Увы, вопреки всем законам физики надстройка оказалась крепче фундамента. Пехота рыночной экономики, работящие предприниматели, сдали позиции свои без боя, и победу теперь празднуют «обозники» – госслужащие, политики всех мастей, правоохранители и разного рода директора госфондов и госкорпораций. Теперь они заказывают музыку. Лично был свидетелем, как на одном из высоких совещаний гендиректор одной очень крупной акционерной компании искренне сетовал: ну вот, мол, побыли частными несколько лет, намаялись, а теперь, к счастью, опять возвращаемся в лоно государства. И эта его радость меня как-то не обнадежила.
А кто обнадежил, так это федеральный министр природных ресурсов и экологии Юрий ТРУТНЕВ, который на этой неделе в интервью «Российской газете» подвел итоги глобального потепления даже не за год, а сразу за сто лет. По его словам, средняя температура по планете увеличилась за это время на 0,75 градуса, а по России в целом – почти на 1,3 градуса. В российских регионах-лидерах потепление было еще более ощутимым. В нашей любимой Западной Сибири, например, в силу ее континентального расположения, среднегодовая температура выросла на 1,5 градуса. Есть и рекорды по отдельным городам. Санкт-Петербург и Казань – плюс 3 градуса, Якутск и Омск – плюс 4 градуса. Нет, точно не зря наш губернатор, сравнивая однажды Омск и Сочи, заметил, что солнечных дней в Омске даже больше, чем в будущей столице зимней олимпиады. Сейчас уже очевидно, что если изменение климата пойдет такими же темпами, то лет через пятьсот в Омской области будет Крым. Чем не повод для гордости? Хоть в чем-то мы оказались впереди планеты всей.