Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Розницу обязали расплачиваться с поставщиками в течение 45 дней

14 января 2010 14:14
0
1644

Срок вступления закона о торговле в силу — 1 февраля 2010 года, отдельные его положения вступают в силу с 1 июля 2010 года. Закон направлен на «создание прозрачных условий взаимодействия поставщиков и розничных сетей», а также содержит довольно жесткие нормы антимонопольного регулирования.

Путь закона в прошедшем году был труден. Изначальная редакция была настолько радикальна, что ритейлеры забили настоящую панику. По мнению экспертов «КВ», окончательная версия закона намного приемлемей и для ритейлеров, и для поставщиков.
Большинство ограничений — максимальная доля присутствия в регионе, предельный размер бонусов и прочее — мало отразится на работе омских продуктовых сетей. Закон вводит запрет на открытие новых объектов для монополистов с долей рынка в городе или в отдельном округе в размере 25%. В Омске таких крупных торговых сетей нет. Бонусы, названные в законе «вознаграждением за приобретение определенного количества товаров», не должны превышать десяти процентов от цены приобретения товаров. Но по мнению предпринимателей, во-первых, «десяти процентов вполне достаточно», а во-вторых, система бонусов изживет себя лишь в том случае, если участники торговой цепочки сами захотят по-другому выстроить друг с другом торговые отношения. В противном случае бонусы можно прикрывать какими угодно платежными документами и разобраться контролирующим органам во взаимоотношениях двух хозяйствующих субъектов будет непросто. Сетевые компании смогут оформлять получение этих средств за какие-то другие виды услуг или переводить платежи в отдельные компании, формально не связанные с главным юридическим лицом.

Наиболее существенной для омских предпринимателей нормой закона стала обязанность расплачиваться с поставщиками в строго ограниченные сроки (от 10 до 45 дней в зависимости от вида товара – скоропортящиеся продукты, продукты с ограниченным сроком годности или продукты с длительным сроком годности). Между тем, как отметил предприниматель Виктор БАРАНОВ, большинство ритейлеров уже подтянулось и мало кто рассчитывается дольше 45-дневного срока. По словам Виктора ШКУРЕНКО, на скоропорт вообще сроки отсрочки платежей обычно устанавливаются в семь дней, а в новом законе будут продлены до десяти дней. «В 2009 году компания Холидей (сеть „Сибириада“ забила нам в договор 60-дневный срок оплаты за товар», — сообщил «КВ» директор ООО «Компания ПродЭко » Валерий МАЛИНОВСКИЙ. — В текущем году мы требуем от них сокращения этого периода. Так что закон о торговле — это безусловный прогресс".

Что интересно, неэффективным и не очень нужным закон о торговле считают и омские поставщики. Те из них, с кем удалось побеседовать «КВ», уверены, что даже закон не поможет им стать на равных с продовольственными сетями. «На продовольственном рынке сильнее всех ритейл, и альтернативы ему нет, поэтому все работают по правилам сетевиков» — говорит Андрей, директор небольшой оптовой компании. «Если говорить о введении ограничения сроков поставок до 45 дней, эта норма останется только на бумаге. Да, в договорах все пропишут положенные 45 дней, но если на деле ритейлер задержит оплату еще на пару недель ни один поставщик не пойдет жаловаться ни в суд, ни куда-либо еще. Потому что ценой этих действий станет контракт с сетью, и выйдет себе дороже», — говорит еще один участник рынка, который также попросил «КВ» не называть его фамилии и должности. По мнению поставщиков, их затраты на общение с сетевыми компаниями останутся на прежнем уровне. Освободившись от уплаты высоких бонусов, они просто будут вынуждены по требованию сетей снижать закупочные цены.

Виктор БАРАНОВ, предприниматель, совладелец супермаркета «ДеньНочь», продовольственного дискаунтера «Низкоцен»:
«Думаю, нормы нового закона о торговле на омский рынок значительно не повлияют. Что касается антимонопольного ограничения, в нашем регионе нет ни одной сети с долей рынка более 25%. А сокращения сроков оплаты поставок до 45 дней тоже никто не боится, потому что в Омске в основном все так и работают, и вряд ли кто-то позволяет задерживать оплату дольше».
Виталий ХАРЧЕНКО, директор торговой сети «Астор»:
«Конечно, к требованиям закона о торговле мы все должны будем подстроиться. Уже сейчас в сети «Астор» все договорные документы переделываются в соответствии с новыми нормами. Сам закон вышел в итоге не таким радикальным, как планировался изначально, так что я бы не стал излишне драматизировать ситуацию. Глобальных изменений на рынок он не принесет. Хотя в определенной степени интересы ритейлеров все-таки пострадают, в пользу остальных участников торговой цепочки».
Арсен ПОНОМАРЕВ, экс-директор «Геомарт-Ритейла»:
«Закон, с моей точки зрения, совершенно бесполезный. Он лишь даст возможность антимонопольному ведомству чаще вмешиваться в разборки между сетевиками и поставщиками. И усложнит ведение бухгалтерии, в основном из-за запрета на так называемые бонусы. Но нет абсолютно никаких реальных возможностей проверить реализацию закона на практике. К примеру, поставщик говорит ритейлеру: дай мне 50% площади на лучшей полке в твоем магазине, а я тебе за это 10% от оборота моего товара на этой полке. А оплата этого всего проходит не между двумя ООО, а между каким-нибудь ЧП Сидоровым и ЧП Ивановым, к примеру, за оказание консалтинговых услуг. И никто не докажет, что это было не так. Ритейлеры и поставщики уже слишком заигрались во все эти бонусы, полки, проценты. Когда я руководил «Геомартом», систему бонусов не практиковал никогда, и тот товар, который нашему потребителю был не нужен, я бы не поставил и за деньги. И именно благодаря этой ориентации на покупателя, а не на поставщика «Геомарт» имел оборот 44 тысячи рублей с квадратного метра торговой площади ежемесячно».
Сергей ГАНЧАРУК, гендиректор компании «Индустриальные системы», инициатор создания Омского закупочного союза:
«Принятие закона о торговле, конечно, повлияет на развитие омского рынка в целом. Но большее значение, на мой взгляд, имеет то, как будет выстраивать систему взаимоотношений само омское торговое сообщество. Все зависит от целей и активности самих предпринимателей. Если желания работать в верном направлении не будет, нас автоматически включат в федеральное законодательство. Если желание будет, мы можем включить его сами. Я много раз говорил о том, что система отношений между участниками продовольственного рынка должна быть построена на принципе экономической справедливости – когда сначала решаются общие проблемы, а потом частные. Что касается закона о торговле, в нем все же прослеживаются частные интересы определенных кругов и способы достижения ими своих целей2.
Дмитрий МОРГУНОВ, директор ООО «Трейдвино»:
«Закон прописан, а механизм его реализации не ясен. Не ясно, кто и как будет отслеживать его исполнение. Как и с принятым законом об установлении минимальной цены на водку в размере 89 рублей за пол-литра".
Виктор ШКУРЕНКО, гендиректор ООО «ТД Шкуренко»:
«Торговля – саморегулируемая отрасль, и вряд ли закон окажет серьезное влияние. Вокруг его разработки было много шума, но на деле он не изменит ничего. Монополистов у нас нет, в сроки оплаты многие укладывались и раньше, а все остальное как было, так и останется».
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.