Авторынок в Омске, как и в целом по стране, в 2009 году переживал черные дни. Снижение покупательной способности, начавшевся в конце 2008 года, нарастало как снежный ком и привело к падению объемов продаж в салонах дилеров и на вторичном рынке. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам прошлого года продажи новых легковых авто в нашей стране снизились на 49%. Омские дилеры, принявшие участие в нашем обзоре, говорят о падении объемов реализации в своих салонах на 30-70%.
Тенденции
Как ни странно, но одной из причин падения покупательной способности у населения при покупке автомобилей является экстренная помощь правительства РФ по поддержке отечественного производителя. С января прошлого года сроком на 9 месяцев были повышены таможенные пошлины на новые и подержанные иномарки. Непопулярность этой меры была налицо – по всей стране, в том числе в Омске, прошли акции протеста. Пикетчики требовали свернуть реформу. Однако повышенные пошлины никто не отменил даже после истечения намеченных девяти месяцев. Следствием стало подорожание иномарок в среднем на 5-10%.
Директор автосалона «Кристалл-Омск» Евгений ХУСЕНСКИЙ заявил, что такая мера защиты отечественного автопрома от импорта только загнала весь рынок на дно.
— При этом государство недополучило налоги, а многие люди лишились возможности приобрести нормальные автомобили, — посетовал он.
По мнению генерального директора «Ford-Омск» Владимира КРАСНЫХ, антикризисные меры правительства РФ помогли АвтоВАЗу, но частично.
— Очевидно, повышенные пошлины будут продлены. Это дало бы больший эффект, если бы таможенные ставки выросли только для подержанных машин. Получилось так, что сейчас все участники рынка помогают АвтоВАЗу, переплачивая пошлины, — заметил предприниматель.
Несмотря на помощь государства, отечественный автопром в прошлом году не смог достичь ожидаемого роста продаж. По данным АЕБ, АвтоВАЗ реализовал в прошлом году 349, 4 тысячи автомобилей (в 2008 году – 622, 1 тысячи). Бессменный лидер среди иномарок на протяжении трех последних лет «Сhevrolet» имеет показатель – 104, 3 тысячи проданных авто (в 2008 году – 235, 4 тысячи). За ним следуют Ford (более 82 тысяч), Hyundai (74, 6 тысячи), Renault (72, 2 тысячи) и Kia (более 70 тысяч).
И еще несколько слов о пошлинах. В ноябре прошлого года Россия, Белоруссия и Казахстан подписали пакет документов о создании единого таможенного союза. Предполагается, что с текущего года в рамках этих стран будет функционировать единая таможенная территория со своими льготными тарифами, а уже с 1 января собираемые на территории России иномарки можно беспошлинно ввозить на территорию двух стран-партнеров. Также не будут облагаться пошлиной и авто, производимые на территории Белоруссии и Казахстана и экспортируемые в нашу страну.
Директор автомобильного рынка ОАО «ТранКК» Александра ВОЛЬПЕ считает, что таможенный союз – хороший плацдарм для экспорта продукции отечественного автопрома в дружественные нам страны.
— Скорее всего это будет односторонний интерес в нашу пользу. Отечественный автопром сработает на Белоруссию и Казахстан, где почти нет собственного производства легковых машин, — пояснил он.
Правда, пока неясным остается вопрос, сможет ли воспользоваться льготами тот же АвтоВАЗ, которому не помешало бы расширение рынков сбыта. Ведь «Лада» в странах-партнерах тоже считается иномаркой.
Падение продаж
Руководитель отдела продаж компании «Феникс-Авто», уполномоченного партнера Toyota, Юрий ШЕЕРМАН сообщил, что в прошлом году реализовано порядка 530 автомобилей этой марки (в 2008 году – 1493 авто). Неплохие показатели, по его мнению, имеют Suzuki и Audi, официальными дилерами которых компания стала в 2008 году. Люксовых Audi продано около 90 машин (в 2008 году — 27), а Suzuki — более 340 автомобилей (в 2008 году — 37). Под заказ реализует «Феникс-Авто» и «Lexus» — 20 машин, что на 40% ниже объемов 2008 года.
Существенное снижение продаж произошло в салоне «Ford-Омск». Если в 2008 году здесь было куплено более 700 машин, то в прошлом году только 200. Однако Владимир КРАСНЫХ прогнозирует увеличение объемов продаж до 400-450 машин из-за того, что в Омске мы остались одни». Осенью прошлого года еще один официальный дилер Ford в Омске — автоцентр «Стайер» потерял лицензию на реализацию авто этой марки.
Чуть лучше дела обстоят у Владимира КРАСНЫХ с Renault. Продано 400 автомобилей вместо 500 штук в 2008 году. Здесь он также прогнозирует рост объемов продаж за счет появления на рынке новых бюджетных моделей.
Управляющий автоцентром на Кордном (до ребрэндинга – компания «Джинни Моторс») Олег ДЫННИКОВ, отметил, что в прошлом году реализовано 124 автомобиля Honda, а это на 70% ниже показателей 2008 года. В «Subaru Центр Омск» сообщили о падении продаж на 50%.
Не лучше обстоят дела и на вторичном рынке. По словам Евгения ХУСЕНСКОГО, продажи его компании, занимающейся поставкой автомобилей под заказ с автомобильных аукционов, упали на 50-60%. В текущем году изменения ситуации в лучшую сторону он не ожидает.
— Мы отказались от наполняемости площадки. Если раньше у нас стояло 150 машин, то сейчас только 50 машин. В Омске очень низкая покупательная способность по сравнению с другими городами. Например, в Иркутске, Красноярске и Новосибирске, где мы также работаем, дела идут поживее, — заметил директор автосалона «Кристалл-Омск». Евгений ХУСЕНСКИЙ признался, что ввиду не самой лучшей ситуации на рынке есть антикризисные идеи по развитию компании. Одна из них – строительство автосервиса.
Александр ВОЛЬПЕ на авторынке ОАО «ТранКК» намерен стимулировать продажи, объем которых в прошлом году сократился на 40%, путем проведения автоярмарок. Он пояснил, что они пройдут на территории авторынка и будут бесплатными для всех участников, которыми станут продавцы машин, сопутствующих товаров и, возможно, официальные дилеры.
— Идея в том, чтобы на ярмарке велась торговля без накрутки, по отпускным ценам, — сообщил директор.
Планируются и другие стимулирующие мероприятия – бесплатная стоянка для продавцов автомобилей и розыгрыш призов.
На средствах передвижения стали экономить не только граждане, но и сами автопроизводители, стремящиеся удешевить производство. По словам директора автомобильного рынка ОАО «ТранКК», автоконцерны сделали ставку на бюджетные машины, в которых нет дорогих и роскошных «наворотов».
— Что делают автопроизводители? Они экономят на материалах, убирают всевозможные датчики. Это позволяет продавать автомобили базовой комплектации на 70-150 тысяч рублей дешевле. Хотя сами компании экономят на одной машине примерно 300 тысяч рублей. Получается, что брэнды не работают в убыток себе, — сказал он.
Александр ВОЛЬПЕ уверен, что в России, а особенно в Сибири, готовы покупать иномарки, которые попроще и подешевле.
События года
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в прошлом году в Омске открылись два новых дилерских центра. В октябре двери распахнул автосалон официального дилера Volkswagen компании Евротехцентр — на улице Герцена, а в ноябре — официального дилера BMW — компании «Барс» — на улице Волгоградской. Активно строился в прошлом году и «Тойота Центр Омск», расположенный напротив торгового центра «МЕГА». Юрий ШЕЕРМАН сообщил, что официальное открытие дилерского центра «Toyota», имеющего площадь более более 8 тысяч квадратных метров, состоится уже в конце января. Помимо этого японского брэнда здесь будут представлены автомобили Lexus. После открытия нового автосалона, соответствующего всем требованиям автопроизводителя, компания «Феникс-Авто», представляющая Toyota в нашем городе с 2002 года, наконец может с полным правом называть себя официальным дилером. На сегодняшний момент «Феникс-Авто» имеет статус уполномоченного партнера.
Недалеко от ««Тойота Центр Омск»» строится дилерский центр Honda по заказу компании «Автоцентр на Кордном». Как сообщил Олег ДЫННИКОВ, планируется, что его строительство будет закончено к концу текущего года. Для компании «Джинни Моторс» прошлый год можно считать революционным. Во-первых, произошла смена названия — на «Автоцентр на Кордном». Во-вторых, компания частично перестала работать с такими брэндами, как SsangYong и Fiat. Южнокорейские автомобили автоцентр не продает, зато осуществляет их сервисное обслуживание. Олег ДЫННИКОВ отметил, что в целом доля прибыли компании от сервисных услуг составляет 90%.
Что касается Fiat, то реализуются только коммерческие фургоны и микроавтобусы Ducato подразделения Fiat Professional. Вместо этих брэндов компания решила сконцентрировать усилия на Volvo» и «Kia.
— С Volvo сложилась наиболее сложная ситуация. Наша компания стала субдилером этой марки в первом квартале 2009 года. и наша первоочередная задача заключалась в организации высококлассного сервиса для владельцев шведских автомобилей, с которой, несмотря на пик кризиса, мы блестяще справились. Чего нельзя сказать о продажах этой марки. Мы не реализовали ни одной машины, что в основном связано с демпингом цен на автомобили московскими дилерами и устроенной ими распродажей со скидками в 200-300 тысяч рублей с целью высвободить вложенные в них средства и получить клиентов на сервис, — пояснил управляющий автоцентром на Кордном.
Чуть лучше обстоят дела у компании с Кia, официальным дилером которой она является. Олег ДЫННИКОВ признался, что автоцентр не вышел на запланированные продажи в 25-30 автомобилей в месяц, однако в текущем году эта задача наверняка будет решена.
В прошлом году статус официального дилера южнокорейского брэнда получила еще одна компания – ООО «Сфера», реализующая машины в автосалоне «КИА Центр на Лермонтова». Здесь заверили, что к концу прошлого года уже продавали более 30 авто в месяц.
Первым и пока единственным официальным дилером в Омске чешских автомобилей Skoda 31 июля стала компания «Эдель-Авто» — дочернее предприятие дилера Subaru ООО «Торпроект». Коммерческий директор «Торпроекта» Татьяна СЛОНОВА не стала называть показатель продаж Skoda в 2009 году (ранее «КВ» сообщалось о планируемом объеме реализации к концу года — 20-30 авто в месяц), заметив, что в нашем городе у этой марки большой потенциал благодаря невысокой цене и удобным условиям покупки.
Осенью статуса официального дилера Ford лишился автосалон «Стайер», который сейчас предоставляет услуги авторемонта и занимается комиссионной продажей машин.
Директор автоцентра Дмитрий ПОТЕМКИН заявил, что в салоне реализуются автомобили разных брэндов, которым не более пяти лет. Цену на машину назначает ее владелец. В среднем, продолжил он, в салоне продается около около 15-20 авто в месяц, однако к концу года этот показатель снизился до четырех единиц.
В минувшем году в прессе мелькнула информация, что в нашем городе появится официальный дилер автомобилей Mazda, которые без официального статуса реализует компания «Независимость-Омск». Игроки омского рынка не смогли предположить, кто же станет этим счастливчиком. Большинство из них сошлись во мнении, что продавать недешевые авто на правах дилера в разгар кризиса — это бесперспективное дело. Пока официальных продаж Mazda в городе никто не заметил.
Зато с полной уверенностью можно сказать, что в Омске появится второй дилер Nissan. Главный претендент – компания «Барс», которая уже представляет интересы этой марки в нашем городе. Как сообщили в автоцентре, «Барс» уже подал свою заявку на участие в тендере.