1 марта будет ровно год, как на выборах главы Омского муниципального района избиратели большинством голосов проголосовали за первого заместителя областного министра образования. О некоторых итогах работы на посту главы, о сегодняшнем дне Омского района и о задачах, которые предстоит решать, Сергея АЛЕКСЕЕВА расспросил обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
— Сергей Григорьевич, судя по всему, 2009 год был для сельского хозяйства вашего района весьма неплохим...
— 2009 год был действительно показательным. Причем по всем отраслям сельского хозяйства. По животноводству есть прирост, по зерновым год был чрезвычайно урожайным. Если в 2008 году в среднем собирали по 13 центнеров с гектара, то в 2009 году – около 22 центнеров. В отдельных хозяйствах – до 30 центнеров. В ОПХ «Омское», например. В целом от 40% до 90% различных видов сельхозпродукции, которая продается на омских прилавках, производится именно в нашем районе.
— Рентабельно работают аграрии?
— В целом рентабельно. Прибыль от реализации сельхозпродукции во всех хозяйствах составила в 2009 году 950 млн рублей. В животноводстве средняя рентабельность — 26%. У производителей картофеля — 25,8%. Правда, в растениеводстве убытки.
— С зерном в этом году у всех проблемы…
— Да, цены сильно упали. Товаропроизводители, кто специализировался только на растениеводстве, проиграли. Нужно было держать нос по ветру и развивать многопрофильное хозяйство. Параллельно с растениеводством развивать животноводство, а поля засеивать не только пшеницей, но и овощами. Не так уж много средств нужно, кстати, чтобы производить то же молоко. А если заниматься всем понемногу, то риски минимальны. Пример – СПК «Пушкинский». В хозяйстве практически сохранили поголовье крупного рогатого скота, занимаются зерном, овощеводством, по возможности проводят модернизацию производства. Самая высокая урожайность картофеля была в прошлом году именно в СПК «Пушкинский».
— А хватает людей для овощеводства? Картофель требует, насколько я помню, больших трудозатрат…
— Это вы помните времена, когда сами были студентом и вас привлекали для уборки картофеля на поля Омского района. А сегодня все изменилось. В том же СПК «Пушкинский» на картофельном поле работают от силы три человека. Есть современная техника, которая и убирает урожай, и сортирует картофель без участия большого количества людей. В итоге затраты небольшие, а урожайность высокая. Правда, по осени на картофель спрос был не очень, но весной картофель обязательно пойдет.
— В «Сибагрохолдинге», который бывший «Овощевод», проблемы уже стали решаться. Новый инвестор, ХК «Акция», обещает инвестиции. А есть ли сегодня вообще экономический смысл выращивать овощи в закрытом грунте?
— Овощеводство в теплицах выгодно, если использовать новые технологии. Посмотрите, как работает компания «Агрокультура», которая в Горячем Ключе. У них под каждый кустик – капельница, все регулируется автоматически. А в обогреве огромных площадей, как это делалось раньше, перспективы нет, конечно. Нужна серьезная модернизация производства.
— Но самые большие хлопоты, наверное, доставляет коммунальное хозяйство?
— Признаться, практически весь год пришлось заниматься проблемами именно в ЖКХ. Главная проблема — это старое и неэффективное оборудование, работающее на очень затратном топливе. Семь из тридцати муниципальных котельных используют мазут. В самые холода эти семь котельных потребляют около 60 тонн мазута в сутки. Если вспомнить, что цена на мазут поднялась уже до 10 тысяч рублей за тонну, то получается, что только на мазут нам необходимо ежесуточно тратить более полумиллиона рублей. Сбор с населения за услуги ЖКХ составил в январе 17 млн рублей, из них 11 млн рублей мы направили на приобретение мазута. А ведь нужно еще рассчитываться с поставщиками электроэнергии, газа, воды. Естественно, долги растут. На сегодняшний день дисбаланс в ЖКХ района — более 15 млн рублей. И первое, что нужно сделать, перевести мазутные котельные на другие виды топлива. Где позволяют технические условия, там будем переводить на природный газ. Остальные – на уголь.
— А цена вопроса?
— Даже по самому минимуму — 100 млн рублей. Понятно, что самостоятельно мы такую сумму не потянем. Будем использовать лизинговые схемы, деньги инвестора. Надеемся и на финансовую поддержку из областного бюджета. Мы проработали, как минимум, три варианта.
— В холода не жаловались люди, что температура в домах низкая?
— Без жалоб не бывает никогда. Тепло — это комплексная проблема. Где-то действительно есть недогрев. Зачастую теплопотери у потребителей слишком велики. Сегодня в тех же учреждениях социальной сферы тепло попросту не удерживается. Приходит по норме, а уходит через сгнившие деревянные рамы. Но аварийных ситуаций, когда нам пришлось бы привлекать помощь области или МЧС, в этом году не было. И уже это радует.
— Какой бюджет у Омского района, кстати?
— Годовой бюджет около 800 млн рублей. Но это консолидированный. Собственные доходы – около 300 млн рублей.
— Тем не менее весьма неплохой бюджет, если сравнить с другими районами…
— Да, неплохой. Но у нас и проблемы, и потребности другого масштаба. В Омском районе 100 тысяч жителей. По плотности и численности населения это самый большой муниципальный район области.
— Как сегодня выглядят миграционные процессы в Омском районе? Больше переезжают из района в Омск или наоборот?
— Больше переезжают из Омска к нам. Этот процесс начался еще в 90-х, когда было массовое переселение. Помните, как некоторые риэлторы рекламировали свои услуги: квартиру в городе продадим, купим дом в селе, а на разницу будешь жить. Сегодня эта тенденция не так заметна, но она есть тем не менее. Миграционные процессы повлияли и на изменение ментальности в поселениях Омского района. Кто соглашался на переезд? Понятно, что это были люди из люмпенизированной прослойки. Если в городе они были не так заметны, то в небольшом поселении все они на виду.
— Помнится, на территории Омского района планировали строить логистический центр для сельхозпродукции. Продвигается этот инвестпроект?
— Проект находится на стадии доработки. Не так быстро все делается, как хотелось бы. Нужно сделать финансово-экономическое обоснование, нужно оформить выделение участка и так далее. Могу только сказать, что намерения у власти и бизнеса по реализации этого проекта очень серьезные.
— Где именно выделяется площадка?
— Один из самых приемлемых вариантов – Дружино. Правда, еще не факт, что площадка будет именно там. С местом мы еще определяемся.
— В прошлом году омский рынок недвижимости сильно просел. Растет ли сегодня интерес к земле Омского района со стороны застройщиков? Есть новые предложения? Или все пока на уровне разговоров?
— Из новых предложений – проект по комплексной жилищной застройке территории на юге Омского района, в районе Иртышского поселения. Там сегодня уже идет процесс перевода земельного участка из категории земель сельхозназначения в категорию земель поселений. Но в целом действительно все пока остается на уровне разговоров и проектов. Финансовые сложности, увы, всех коснулись. Мы в прошлом году выставляли на аукцион земельные участки под застройку в очень привлекательных местах – в Магистральном, в Лузине, в Калинине. К сожалению, ничего не было реализовано. Мы, конечно, не совсем правильно сделали, предлагали большие участки – от 20 до 50 га. Нужно было продавать маленькими участками. Но это дорогостоящая процедура – формирование земли. Не было у нас возможности взять дополнительные затраты на бюджет.
— Кто будет застройщиком в Иртышском? Инвестор из Омска?
— Да, инвестор из Омска. Ставку прежде всего делаем на земляков, зарекомендовавших себя конкретными делами в сфере строительного бизнеса.
— Несколько лет назад было множество проектов по строительству коттеджных поселков в пригороде. Хоть что-то реализовано?
— К сожалению, удачных примеров комплексной малоэтажной застройки привести
не могу. Пока не реализован ни один из заявленных проектов. Но конкретные планы уже есть.
— Не жалко отдавать пашни под жилье? Или эти участки малопригодны для сельского хозяйства?
— Как правило, под строительство выделяются территории, которые в сельском хозяйстве использовать либо трудно, либо невозможно вообще. Тот же участок земли возле Иртышского поселения, о котором я говорил, никогда не будет засеиваться. Это неугодья.
— Сейчас часто пишут про главу Ключевского сельского поселения Олега ИВАНОВА. Много он вам хлопот доставляет?
— Я не хотел бы тратить время на разговоры про ИВАНОВА. Мне он не интересен ни как человек, ни как глава поселения. Его бы энергию да в нормальное русло...
— Судя по всему, работе вы много времени отдаете…
— Двадцать четыре часа в сутки.
— А двадцать пятый час на что тратите?
— Уделяю его семье. Во всяком случае, ночевать домой приезжаю. Если появляется возможность, то пытаемся все вместе вырваться на природу, на лыжах покататься. В Чернолученскую зону. Хотелось бы выбраться в Тарский район, где я родился. Там прекрасные места. Вообще для меня самый лучший отдых – это тайга, где нет телевизора, газет и телефона. Это просто чудо.