Они мертвы и очень голодны
Согласно голосованию посетителей самого популярного российского сайта о фантастике «Фантлаб» книга «Нежить» названа лучшей антологией, изданной в России в 2009 году. С этим вполне можно согласиться. Здесь собрано 30 очень даже неплохих новелл о зомби. Некоторые из них – поистине шедевры.
Рассказ Дэна СИММОНСА «Фотография класса за этот год» в том же фантлабовском опросе признан лучшим переводным произведением года малой формы. Единственная оставшаяся в живых в маленьком городке учительница, чтобы не сойти с ума в окружении мертвых, продолжает обучать детей-зомби математике, литературе, географии, привязав их для своей безопасности к цепи: «Мисс Гейсс поднимала глаза и не видела в глазах ни единого проблеска разума. Рядом с ней были только мертвые глаза, расслабленные лица, разинутые рты, бессмысленное копошение. Это не слишком отличалось от тех лет, когда она учила живых детей». Помимо преподавания ей все время приходится отстреливаться от взрослых мертвяков, которых этот городок притягивает как магнит. И когда уже ей все обрыдло, когда она готова сдаться и бросить свое безнадежное занятие, она вдруг обнаруживает проблески эмоций в своих неживых подопечных.
Образы зомби, которые сформировались в современном кино и литературе, в основном сложились под влиянием классических фильмов Джорджа РОМЕРО «Ночь живых мертвецов», «Рассвет мертвецов» и «День мертвецов». Они ходят, шаркая ногами, расставив в стороны руки и слегка покачиваясь. Как утверждает писатель Джон ЛАНГАН, «природа зомби исключительно проста: они восстали из мертвых, они стремятся нас съесть и их можно уничтожить выстрелом в голову». Впрочем в ряде произведений сборника ожившие мертвецы – всего лишь фон, подчеркивающий или обостряющий другую, главную тему. Великолепная повесть Джорджа МАРТИНА «Завсегдатай мясной лавки» — об одиночестве и отчаянии человека, потерявшего любовь, а рассказ Ханны Вольф БОУЭН «С зомби веселее» — о коротком периоде между окончанием школы и взрослой жизнью, когда мир кажется уже другим, неизвестным и немножко жутким.