ОАО «Газпром нефть» предложило ФАС играть по правилам
В Госдуме РФ рассмотрен третий антимонопольный пакет
5 апреля в Государственной думе РФ на парламентских слушаниях «О практике применения антимонопольного законодательства РФ и направлениях его совершенствования» компания «Газпром нефть» представила свои предложения по подготовке третьего антимонопольного пакета, в котором должны быть учтены интересы всех участников топливного рынка.
Как известно, антимонопольная служба уже более года ведет ценовую войну с российскими нефтяниками. Борьба развернулась настолько серьезно, что даже весьма уравновешенный глава ЛУКОЙЛА Вагит АЛЕКПЕРОВ сделал вывод, что «в конце концов активность ФАС может привести к введению регулируемых цен на бензин».
Атаковать нефтяников службе легко — за ее спиной поддержка общества, искренне не понимающего, почему в США цены на бензин падают вместе с нефтяными котировками, а в нашей стране топливо дешевеет в разы медленнее. Самое простое объяснение — монополисты используют свое доминирующее положение. В России львиную долю рынка контролируют пять вертикально интегрированных компаний. Но в США ситуация похожая, где всем заправляют также пять нефтяных корпораций.
В США за рынком топлива наблюдает Federal Trade Commission (FTC), которая действует ровно так же, как ФАС России: следит, чтобы не было ценовых сговоров. За 35 лет FTC провела около 190 расследований. Нарушения караются очень жестко, а средний штраф по одному делу составляет 0-400 млн. Фиксация цен и раздел рынков подвергаются уголовному преследованию. Результат: бензин на заправках продается почти по оптовым ценам.
Преследовать нефтяников наша ФАС научилась не хуже. Только в феврале прошлого года служба возбудила в отношении четырех нефтяных компаний – «ТНК-ВР Холдинг», «Газпром нефть», Роснефть и ЛУКОЙЛ – дела о нарушении антимонопольного законодательства из-за роста цен в оптовом сегменте рынка нефтепродуктов. Штрафы суровы: от 1% до 15% выручки компании за год, цена одного дела измеряется суммами в 0-400 млн. Но при этом бензин все равно не дешевеет. Значит, дело не только в преследованиях.
Проблема в том, что у нас не существует четких ценовых индикаторов, разделяемых всеми участниками оптового рынка нефтепродуктов. Поэтому практически любая цена на бензин, топочный мазут или дизельное топливо может быть признана антимонопольными органами неадекватной. По словам директора аналитической компании Argus Media Михаила ПЕРФИЛОВА, на топливном рынке России продаются партии горюче-смазочных материалов по фиксированной цене в определенный момент времени. На таком рынке слишком часто возникают ценовые искажения: резкие всплески, резкие падения цен. А в мировой практике котировки на фьючерсные контракты крупнейших мировых биржевых площадок стали не только инструментом страхования от ценовых рисков, но и широко используются в качестве инструментов ценообразования. Это фактически эталонные инструменты для определения цен на сырую нефть и нефтепродукты, и они активно используются при заключении контрактов.
? В Великобритании налоговая служба с помощью индексов нескольких ценовых агентств формирует среднюю цену на нефть, которая считается базовой в целях налогообложения. Подобная система уже существует в Казахстане. В России этот опыт интересен и государственным органам, и нефтяным компаниям. Вот только есть определенные проблемы и недопонимание, — считает Михаил ПЕРФИЛОВ.
С таким мнением согласилось большинство участников парламентских слушаний о подготовке третьего антимонопольного пакета. Также очевидно, что назрела необходимость и изменения нормативной базы. Прежде всего — внесения изменений в антимонопольное законодательство.
Как предложил на слушаниях в Государственной думе начальник управления Дирекции по правовым вопросам «Газпром нефти» Курбан НЕПЕСОВ, в первую очередь нужна реконструкция подхода к определению доминирующего положения на рынке. Для установления факта доминирования необходимо доказать «возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара.
— К сожалению, на практике зачастую компания узнает, с кем она «коллективно доминирует», только изучив решение антимонопольщиков. Это является особенной проблемой, так как ФАС использует концепцию коллективного доминирования, когда крупнейшие компании признаются совместно доминирующими, — рассказал Курбан НЕПЕСОВ.
По его мнению, нуждается в изменениях подход к ряду устоявшихся понятий. Например, при расчете долей на рынке используется понятие «группа лиц» в смысле единого хозяйствующего субъекта, а при квалификации действий с точки зрения нарушений закона – «группа лиц» не рассматривается как одно лицо.
— Предлагается, чтобы третий антимонопольный пакет зафиксировал, что группа лиц должна трактоваться как единый экономический субъект, – пояснил начальник управления Дирекции по правовым вопросам «Газпром нефти».
Как считает представитель компании, в третий антимонопольный пакет необходимо ввести некоторые нормы, которые сейчас отражены только в инструкциях правоприменительных органов или приказах.
? Сейчас в виде оборотного штрафа на компанию можно наложить до 15% от выручки, что «на выходе» проявляется в миллиардных штрафах. Необходимо формализовать эти моменты на уровне законодательного документа, — уверен господин НЕПЕСОВ.
В новом антимонопольном пакете должны быть прописаны гарантии того, что уголовное производство в отношении руководящих лиц не будет возбуждено, пока не завершены арбитражные разбирательства между ФАС и компаниями.
— Таким образом, «Газпром нефть», являясь рыночным субъектом, поддерживает инициативы ФАС, направленные на развитие конкуренции в стране и совершенствование антимонопольного законодательства. Компания выступает за широкое экспертное обсуждение любых законодательных инициатив. «Газпром нефти» как субъекту бизнес-сообщества необходимо понимание четких правил игры, и мы надеемся, что третий антимонопольный учтет интересы всех участников рынка, — продолжил начальник управления Дирекции по правовым вопросам «Газпром нефти».
Представители ФАС на парламентских слушаниях внимательно выслушали предложения нефтяников, но пока никак не прокомментировали. История, несомненно, будет иметь продолжение, а мы внимательно будем следить за разворачивающимися событиями.
Анатолий Шестаков