Сергей МАЛЬЦЕВ проработал первый месяц в должности управляющего Омским отделением Сбербанка России. Обозреватель «КВ» Екатерина СЕРВАХ встретилась с ним, чтобы расспросить о первых впечатлениях и ближайших планах.
— Весь ваш трудовой путь связан с одним банком — менялись только города. Какое впечатление сложилось у вас об Омске?
— В общем и целом Омск — интересный и дружелюбный город, в котором чувствуется история. Улицы старого центра напоминают мне Санкт-Петербург. Удивило наличие в городе очень большого количества торговых площадей и присутствие многих крупных участников российского и мирового рынков ритейла.
— Каковы ваши первые впечатления от ситуации в Омском отделении?
— Команда, прежде работавшая в Омске, показывала достаточно стабильные результаты. Но, по моему впечатлению, не до конца использовались возможности, которые дает рынок. Моя задача – раскрыть весь потенциал отделения и достичь максимального результата.
За прошедший месяц я побывал практически в каждом омском филиале банка. Безусловно, их работу нужно совершенствовать. Сейчас мы решаем проблему длинных очередей при помощи принципа «одного окна» (их в Омске уже около двух сотен), расширения сети устройств самообслуживания, повышаем профессиональный уровень сотрудников на специальных тренингах и мастер-классах.
Мне посчастливилось работать в лучших территориальных банках. По итогам 2009 года Западно-Сибирский банк занял первое место в системе Сбербанка, Западно-Уральский, где я работал прежде, тоже неоднократно становился лучшим. Да и я всегда стремлюсь быть первым, поэтому надеюсь и Омское отделение сделать лучшим в территориальном банке. Для этого прежде всего нужно изменить установки всех наших специалистов: мы банк для клиентов, а не банк для банка. Пока каждый этого не поймет и не примет, мы не сможем быть первыми.
— Как выстраиваются отношения с властью?
— Чувствуется заинтересованность в сотрудничестве с банком. Мы уже реализуем ряд совместных проектов, еще несколько будет запущено в ближайшее время.
Банк активно кредитует и городскую, и областную администрацию. С начала этого года городу открыта кредитная линия в сумме 1,15 млрд сроком на три года, а Омская область получила 300 млн рублей сроком на год. В ближайшее время областной администрации будут открыты еще две кредитные линии: на 2,999 млрд рублей сроком на три года и на 500 млн рублей сроком на один год.
Что касается совместной работы, то до конца мая запустим специальный проект по кредитованию малого бизнеса на селе с участием областной администрации и Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства. С 10 мая для предпринимателей действует программа «Кредитный сезон», в рамках которой банк отменил комиссию за выдачу кредита (прежде она составляла 1% от суммы кредита), а также снизил процентные ставки.
Сейчас доля малых и средних предприятий в кредитном портфеле отделения составляет порядка 12%. В 2009 году было выдано около 600 кредитов на сумму порядка 1,3 млрд рублей, из них под поручительство Фонда – 70 (это 80% всех кредитов, выданных в области под поручительство Фонда). Омское отделение тесно сотрудничает с Фондом, у него большие возможности, но, как мне кажется, используются они далеко не полностью.
— Видимо, потому, что кто-то не знает об этих возможностях, а кто-то не уверен, что сможет ими воспользоваться.
— Да. И поэтому перед своими специалистами мы ставим задачу оказывать не только финансовую, но и консультационную поддержку, проводить образовательные семинары, конференции для клиентов. Мы часто слышим о том, что предпринимателю практически невозможно получить кредит в Сбербанке. С уверенностью могу сказать, что это не так: мы активно работаем с представителями малого бизнеса и делаем все возможное, чтобы привлечь новых клиентов.
В марте — апреле наши специалисты выезжали в районные центры, где провели обучающие семинары с сельскими предпринимателями. Будем продолжать эту просветительскую работу, в том числе при участии Омского регионального Фонда поддержки и развития малого предпринимательства.
— А что вы можете предложить крупным предприятиям?
— Крупный бизнес остается нашей основной базой – это те, на кого мы опираемся. Сегодня продуктовая линейка Сбербанка, на мой взгляд, охватывает все потребности крупного бизнеса. Прежде всего в кредитных продуктах: краткосрочных и инвестиционных, проектном финансировании и лизинге. Мы также предлагаем РКО, Интернет-банкинг, «зарплатные проекты» и т.д.
— На какой срок вы предоставляете инвестиционные кредиты?
— До 10 лет. Условия зависят от конкретного проекта: возможностей предприятия, его денежных потоков, наличия государственной поддержки, срока окупаемости и т.д. Например, в начале мая мы оказали финансовую поддержку Торговому дому «Сладуница». Для расширения производства кондитерских изделий ему предоставлены 3 кредита.
Омское отделение поддерживает проекты компании «Мостовик» по строительству олимпийских объектов в Сочи. Активно обсуждаются варианты поддержки строительной отрасли в привязке к ипотечному кредитованию: рассматривается возможность входа ряда застройщиков в программу «Ипотечный+», которая предполагает финансовую поддержку в строительстве объекта и его реализации.
— Однако большинство россиян считает главной задачей Сбербанка обслуживание населения.
— Об этом мы тоже не забыли. В Омске уже внедряется программа оптимизации работы офисов — так называемая производственная система Сбербанка, она ориентирована на кардинальное повышение эффективности, внедрение новых технологий и подходов в обслуживании клиентов. Для выхода на новый уровень сервиса мы внедряем лучшие банковские практики – например, технологию «универсального окна», что позволяет сократить время ожидания и совершения операции, для удобства клиентов устанавливаем электронные очереди, удобный график работы офиса – минимум с 9 до 19 часов, без обедов, в будние и выходные дни. Преобразования идут по всем направлениям одновременно: в течение года половина филиалов изменят внешний вид, абсолютно во всех подразделениях будет внедрена производственная система банка, каждый специалист, работающий с клиентами, пройдет обучение по специальным программам.
Такие серьезные задачи стоят перед нами.
— А какие задачи на ближайшее время вы ставите перед собой лично?
— Моя первоочередная задача – сформировать команду. Мы будем привлекать новых людей, лучших специалистов в своей области, как из других кредитных организаций, так и из нашей системы.
Еще одна важная задача – трансформация розничного блока. Здесь нам предстоит увеличить долю на рынке по основным показателям, в том числе кредитованию частных клиентов. Сейчас мы готовы предоставить клиентам уникальные предложения по кредитам. Сбербанком принято беспрецедентное решение об отмене всех комиссий с одновременным снижением процентных ставок, а также 20 мая мы запускаем новый проект – «Кредитную фабрику». Эта новая технология рассмотрения кредитных заявок и оценки платежеспособности позволит значительно сократить сроки принятия решения: по потребительским и автокредитам — до одних суток, по ипотеке – до трех дней. Мы продолжаем внедрять новые IT-технологии, в наших планах перевести на устройства самообслуживания максимальное количество коммунальных платежей. Значительные усилия будут направлены на создание аналога биллинговой системы.
Что касается моих личных планов, то мне предстоит закончить обучение по программе МВА, повысить уровень знания английского языка. Много внимания я уделяю спорту, стараюсь поддерживать хорошую форму, для чего не менее трех раз в неделю посещаю спортзал, как и большинство моих коллег. У нас в отделении есть собственная спортивная база, где каждый сотрудник может заниматься тем или иным видом спорта, и я считаю, что условия для работы коллектива созданы хорошие.
— Наличие спортзала – не самое главное. Куда важнее для человека возможность реализовать свои способности.
— Сбербанк предоставляет колоссальные возможности для профессионального развития, карьерного роста и самореализации. Если у специалиста есть желание, способности, целеустремленность, то он может сделать успешную карьеру в нашем банке. Мы всегда готовы принять в свою команду профессиональных, активных и увлеченных своей профессией специалистов.