Роберт СИЛЬВЕРБЕРГ
Железная звезда
Серия «Шедевры фантастики»
М.: Эксмо, СПб.: Домино. 2009 год. — 976 стр.
Тираж 6 000 экз.
Как сказано в аннотации, в книгу вошли рассказы, специально отобранные для этого издания самим автором. Более того, в серии обещается еще один аналогичный увесистый том рассказов и повестей Роберта СИЛЬВЕРБЕРГА, одного из титанов фантастики второй половины ХХ века. Он начал печататься в 1954 году, а в 1956-м опубликовал за год 56 рассказов, получив за свои работы этого года премию Хьюго как самый многообещающий новый автор фантастики. Спустя полвека, в 2003-м, ему вручили вторую по значимости американскую премию фантастики Небьюла в категории «Грандмастер» — как писателю, внесшему наибольший вклад в жанр.
Традиционно произведения СИЛЬВЕРБЕРГА делятся на три периода. Первые десять лет писательства автор штамповал книгу за книгой, создавая продукцию массового спроса (в 1958 году он опубликовал 62 рассказа, в 1959-м -51 рассказ и 15 романов, в 1960-м – 22 романа). Во второй период (примерно с 1966-го по 1975-й) количество перешло в качество. Именно в указанное десятилетие им было получено наибольшее количество литературных премий. В частности, и за рассказы из сборника «Железная звезда». Печальные и лиричные «Крылья ночи» (Хьюго, 1969) о постапокалиптическом умирающем мире накануне вторжения извне,позже переработанные в роман. Горькие «Наездники» (Небьюла, 1969) об удавшемся вторжении, когда иные захватывают власть над мозгом любого человека, некоторое время управляют им, а потом неожиданно отпускают и иногда, когда он расслабился, вновь берут над ним управление. Во второй половине 70-х СИЛЬВЕРБЕРГ замолчал и вновь начал публиковать с 1980-го произведения еще большей писательской силы, уже на стыке Большой Литературы и НФ. Из этого последнего периода в сборник попали «Плавание в Византий» (Небьюла, 1985) о человеке нашего времени, попавшем в 50-е столетие, в мир, где только пять городов, воссозданных из далекой истории Земли и населенных неотличимыми от людей биороботами, «Раз солдат, два солдат…», рассказывающий о том, как в будущем воссоздали личность конкистадора, завоевателя империи инков Франциско ПИСАРРО. Впрочем, в поздних вещах автора главное уже не сюжет, а его живое изощренное наполнение.