Никак не дает нам покоя повседневная деятельность высоких чиновников. Очень многим интересно, как именно они там сидят у себя в кабинетах, что при этом думают, да и думают ли вообще. Некоторым интересны подробности их личной жизни, сфера, так сказать, их нерабочих интересов. И абсолютному большинству, естественно, страшно интересны технологии сокрытия нелегальных доходов и места, куда коррумпированные управленцы прячут заработанные неправедным трудом деньги. Ну а меня волнует еще и вопрос мотивации. Я достаточно хорошо (на мой взгляд) понимаю, почему некоторые люди становятся предпринимателями и что именно такими людьми движет. А вот с чиновниками – просто беда. Даже имея возможность (в силу специфики профессии) наблюдать за чиновниками с довольно близкого расстояния, изучать их в естественной среде обитания, мотивов их поступков все равно не могу понять. Хоть тресни.
На минувшей неделе редкое интернет-издание не отметило инициативу вице-мэра Омска Сергея АНОШКИНА, который строит планы по поводу грядущей проверки коллег на полиграфе и якобы уже даже закупает этот чудо-аппарат на бюджетно-спонсорские деньги. Ну да, я в курсе, что грядет тотальный контроль над чиновниками на предмет борьбы с коррупцией, и уже существует некий проект законодательного акта, которому никак не дадут зеленый свет федеральные законодатели, то есть в масштабе нашего глобального абсурда все это выглядит вполне реально, но вот мотивы конкретного вице-мэра покрыты для меня полным мраком.
Полиграф, более известный как детектор лжи, это, напомню, всего-то банальное техническое средство, которое лет сто уже применяется наукой при проведении инструментальных психофизиологических исследований для синхронной регистрации параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, электрического сопротивления кожи, а также ряда других физиологических параметров. В шоу-бизнесе полиграф давно и активно используют для развлечения телезрителей, которые любят смотреть, как разным звездам задают вопросы, а потом результаты их потения кто-то интерпретирует на предмет сообщенной испытуемым информации. Какую именно информацию будет проверять полиграфом полковник милиции в отставке Сергей АНОШКИН, в какой момент потоотделения в омской мэрии произойдет борьба с коррупцией и насколько эффективно – пока сплошные вопросы. Но нервозности в жизнь омских чиновников он добавить сможет – это точно.
А кто-нибудь знает вообще, зачем нам нервные чиновники? Если верить великому психоаналитику Зигмунду ФРЕЙДУ и его последователям (Альфреду АДЛЕРУ, Карлу ЮНГУ и Карен ХОРНИ), люди, осознанно рвущиеся в любую власть, и так-то почти сплошь невротики. В детстве они, видимо, испытывали чувство тотальной беззащитности, а во взрослой жизни, обуреваемые комплексом неполноценности, сублимируют свое неудовлетворенное сексуальное влечение (про женщин-чиновников я даже не говорю, там выводы еще страшнее). А если еще учесть, что все психоаналитические концепции разработаны европейцами для европейцев, а наша азиатско-византийская ментальность накладывает дополнительный отпечаток, то становится как-то даже грустно. Тут уж либо сразу всех чиновников разгонять, либо лечить коррупцию более консервативными методами.