Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Сбербанк и МДМ Банк наказали за платные ссудные счета

30 июня 2010 12:32
0
1977

Комиссия за ведение ссудного счета по кредиту, повышение процентной ставки в одностороннем порядке, непредоставление полной информации о выданном кредите — все это является незаконным. Специалисты управления Роспотребнадзора по Омской области рассказали «КВ», с какими условиями кредитных договоров физическим лицам не стоит соглашаться и как успешно оспорить те пункты договора, которые ущемляют права потребителя.

В рамках потребительского кредитования за 2009 год в областной Роспотребнадзор поступило 43 письменных обращения, а за прошедшие месяцы 2010 года уже 24 обращения. Кроме этого, специалисты управления дают устные и онлайн-консультации. В настоящее время по обращениям граждан проведено 20 проверок в отношении ОАО «ОТП Банк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ООО «Русфинанс Банк», ОАО «АК «Сбербанк», ОАО «Альфа-Банк», ОАО «МДМ Банк», ОАО «Национальный Банк Траст». «Количество нарушений, как и количество жалоб, к сожалению, не уменьшается с годами, — рассказывает Ольга ЕКИМОВА, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Омской области, — но налицо другая положительная тенденция. Она заключается в том, что судебная практика повернулась к потребителю. В одном из регионов был прецедент, когда отменили целый ряд судебных решений, вынесенных не в пользу потребителя. И в омской судебной практике наметились сдвиги в этом направлении».

В прошлом году лидерами среди банков-нарушителей закона о защите прав потребителей, по словам ЕКИМОВОЙ, были «Русский Стандарт» и «Хоум-кредит», которые активно выдавали кредиты по пластиковым картам. «Основное нарушение при обслуживании такого кредита — непредоставление полной информации об услуге. Для получения кредита нужно лишь активировать карту, а в прилагаемом договоре часто не расписан ни порядок оплаты, не разъяснена структура платежей и многие другие моменты. В итоге получается так, что по подсчетам потребителя весь кредит выплачен, а ему продолжают приходить счета, уведомления о просрочке платежей и прочее. Бывают и такие случаи, когда банки отказывают в предоставлении дополнительной информации, ограничиваясь ответами по телефону. Банком здесь нарушаются требования закона о защите прав потребителей, который обязывает предоставлять полную информацию по оказываемой услуге до момента заключения договора», — пояснила Ольга Сергеевна.

Также, по мнению Роспотребнадзора, ущемляет права потребителей условие кредитного договора введении комиссии за обслуживание ссудного счета. Такое условие кредитного договора признается ущемляющим права потребителя на основании ГК РФ и закона о защите прав потребителя и потому может быть оспорено. Так, в 2010 году по жалобе потребителя к административной ответственности был привлечён Сбербанк, включивший в кредитный договор условия о взыскании комиссии за открытие и ведение ссудного счета. Сбербанку был назначен административный штраф в размере 10 000 рублей. За такое же нарушение было наказано и ОАО «МДМ Банк». По словам ЕКИМОВОЙ, взимание такой платы в банках чаще всего не является случайным, а происходит систематически, а многие клиенты кредитных учреждений просто не знают, что они не обязаны платить за это.

Напомним, что в начале текущего года в закон о банках и банковской деятельности были внесены изменения, не допускающие увеличения в одностороннем порядке процентной ставки по кредиту, выданному физическому лицу. С этого момента Роспотребнадзор активно отслеживает такие нарушения в работе омских банков. По словам Ольги ЕКИМОВОЙ, такие меры банки объясняют потребителю ухудшением собственного финансового положения. Привести в пример банки, которые даже после внесения изменений в закон допускают увеличение ставки, Ольга ЕКИМОВА не смогла, так как по соответствующим жалобам потребителей еще не окончены проверки.
По словам ЕКИМОВОЙ, если потребитель уже подписал договор, в котором есть одно из условий, ущемляющих его права, стоит попытаться разрешить вопрос в досудебном порядке. -Банки часто в таких случаях идут навстречу клиенту. К примеру, в нашу приемную поступила жалоба на ОТП Банк, к которому у нас раньше никогда не было претензий. Произошла ошибка — потребителю была выставлена задолженность после погашения кредита, и банк своевременно ошибку исправил, и деньги вернул, — рассказали в Роспотребнадзоре. Потребителю ОТП Банком была возвращена сумма начисленных и уплаченных процентов в размере 3687 рублей.

Как пояснил «КВ» начальник юридического управления филиала «Омский» ОТП
Банка Константин ПЫХТЫРЕВ: «По жалобе потребителя на действия ОТП Банка вопрос урегулирован по соглашению сторон. Деньги клиенту были возвращены. Заемщик отказался от предъявленных банку требований. А все проблемы были устранены».


Получая письменную жалобу на банковские услуги, Роспотребнадзор анализирует кредитный договор на наличие всей необходимой информации и проводит правовую экспертизу договора на предмет включения в него условий, ущемляющих права потребителя. В порядке ст.147 ГПК РФ управление также дает заключения в судах, в целях защиты прав потребителя. В 2010 году таких заключений дано пять (в отношении кредитов, выданных Сбербанком, «Русским Стандартом» и Райффайзенбанком), по трем из них иски о признании условий кредитного договора уже удовлетворены.

За прошедшие месяцы 2010 года специалистами Роспотребнадзора дана также 21 консультация жителям Омска в сфере оказания финансовых услуг. Помимо тех нарушений, которые были названы ранее, жители жаловались на невыдачу сбережений вклада банкоми на принудительное навязываниеусловийстрахования.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.