Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Игорь ЗИНКИН, директор ООО «Сибирский центр точного машиностроения и конструирования»: «Наш проект предприятия по выпуску 5 видов нанокерамики мы оцениваем в 115 миллионов рублей»

7 июля 2010 14:52
0
2698

На прошедшем в начале июня заседании рабочей группы по вопросам развития нанотехнологий в Омской области начальник управления поддержки малого и среднего предпринимательства, инвестиций и инноваций министерства экономики Омской области Денис КУШНЕР назвал ООО «Сибирский центр точного машиностроения и конструирования» (ООО «Сибточмаш») в числе омских предприятий, имеющих наибольшие шансы заключить с ГК «Российская корпорация нанотехнологий» (Роснано) договор о софинансировании собственных инновационных разработок. Сибточмаш предложил для рассмотрения в Роснано проект «Наноматериалы и нанотехнологии. Технология создания и обработки композиционных керамических материалов». Корреспондент «КВ» Наталия ОВЧИННИКОВА побеседовала с директором ООО «Сибточмаш» Игорем ЗИНКИНЫМ о содержании и перспективах инновационных разработок.

— Игорь Алексеевич, возглавляемое вами предприятие, ставшее победителем городского конкурса на предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства с проектом разработки изделий из нанокерамики, получило субсидию в размере 500 тыс. рублей. Это «нормально» или «мало»?

— Сам проект оцениваем в 115 миллионов рублей. В результате его реализации должно быть создано предприятие, способное выпускать на первом этапе 5 видов нанокерамики и изготавливать из нее готовую продукцию: для машиностроения, приборостроения, медицины. Сумма, полученная нами, конечно небольшая, это скорее моральное поощрение, к тому же эти деньги использовались для конкретной локальной задачи – отработке технологии формования керамического протеза, совместной работы с медакадемией.

— Как возникла идея данного проекта?

— К нам обратились сотрудники Института физики и прочности материаловедения СО РАН, (г.Томск), которые занимаются разработкой новых видов материалов, в том числе керамических, чтобы мы заформовали детали из созданного ими керамического порошка, с определенными свойствами. На его разработку потрачено достаточно средств, времени и интеллекта, но сам порошок является сырьем, из которого еще надо изготовить продукцию. Для керамики это одна из технологических проблем, особенно для деталей сложной формы. Стандартным способом нужно «грызть» форму для заливки или запрессовки керамики из металла на фрезерном станке с ЧПУ. Если деталь очень сложная, то нужен пятиосевик. Для справки: средний пятиосевик стоит от 350 тыс. евро. Каждое ли предприятие может позволить себе приобрести такой станок? Нет, конечно. Технология прототипирования – послойного объемного построения физической детали в соответствии с ее трехмерной моделью, которую мы применяем, позволяет зайти с другой стороны – быстрее и дешевле изготовить оснастку для придания формы керамической детали. Технология у нас появилась в 2005 году, мы были первые, кто ее освоил за Уралом, я имею ввиду промышленный уровень производства. Год назад все это оформилось в проект, о котором мы говорим. Все это время мы отлаживали новый метод.

Аналогичные технологии быстрого прототипирования применяются на московском ФНПЦ «ММПП «Салют». У них установок послойного синтеза различного вида 5 штук. Москвичи попробовали работать с керамикой на этих машинах – у них не получилось. Тогда они начали использовать те самые станки, про которые я говорил,пятиосевые с ЧПУ. Денег на покупку таких станков у нас, к сожалению, нет, пришлось искать обходные пути. Проработав год, мы многого добились. Так что данная разработка – предмет профессиональной гордости.

— Технология и выпускаемая при ее помощи продукция довольно нова и для российского производства, и для потребительского рынка. Существует ли сырьевая проблема?

— То сырье, которое мы сейчас называем «нанопорошки», в 60-х годах прошлого века имело название ультрадисперсные порошки (УДП) В то время технологический уровень не позволял использовать их уникальные свойства. Хотя металлурги уже тогда добавляли УДП в сплавы и получали металлы с новыми свойствами.
Получается удивительная картина: наберешь запрос в Интернете и видишь — кто только не производит эти УДП. А качественную продукцию покупаем на Западе. Предположим, приходит заказчик, просит сделать какую-то деталь из керамики с заданными свойствами (прозрачная для радиоволн, видимого диапазона, жаростойкая и т.д.). Сделать можно. Для этого нужно подготовить сырье: взять несколько видов порошков и подвергнуть их определенной обработке. Ученые решают эту задачу. Но для того чтобы они создали керамику с новыми заданными свойствами, им нужны исходные материалы – порошки с определенной размерностью частиц, степенью чистоты материала, а последнее время и формой частиц. У нас в России нет такого производителя, который бы делал порошки нужного качества, свойств, в достаточном количестве.
ООО «Сибточмаш» нанопорошки не производит. Нам их поставляет Институт физики и прочности материаловедения Академии наук РФ, где этим занимается лаборатория под руководством профессора, доктора физ.-мат. наук Сергея КУЛЬКОВА.

— Лаборатория института наверняка не может обеспечить производство нанопорошков в промышленных масштабах?

— Да. Но никто о них и не говорит. Я всячески подчеркиваю, что «Сибточмаш» — компактное интеллектуальное предприятие. Сейчас у нас работает 12 человек. Мы специализируемся на изготовлении оснастки, опытных образцов, мелких и средних партий. Мы частично заменяем существующие на предприятиях инструментальные цеха, где раньше изготавливались различного рода оснастка – пресс-формы, штампы. Содержать такой цех дорого, большая их часть закрылась. Но продукция по-прежнему нужна. Есть такой термин: «грин-технологии» — это про нас. Мы предоставляем предприятиям возможность, минуя традиционный дорогостоящий и долгий производственный цикл, сделать изделие при помощи грин-оснастки, используя для изготовления детали, например, силиконовые формы. Предприятие работает под заказ и выпускает небольшие партии – до 1000 изделий.

— Кто ваши заказчики?

— ФГУП «Центр Келдыша» поставил перед нами интересную задачу – сделать турбинки из керамики, которые очень сложно получить стандартным образом. Также интересный заказ поступил от Рыбинского АО НПО «Сатурн». Ведутся переговоры с ОАО «Информационные спутниковые системы» им. М.Ф. Решетенева (Красноярск), с Уральским оптико-механическим заводом.

Практически со всеми предприятиями работа происходит следующим образом: мы долго говорим, что можем сделать вот это и это. На что нам отвечают: здорово, молодцы! После продолжительных обменов комплиментами просим чертеж изделия. Нам присылают чертеж и за собственные средства мы выполняем заказ. Потом фотографируем, отправляем и говорим: вот ваше изделие. Хотите – давайте сотрудничать дальше. Как правило, после этого начинается работа.

Проблема в том, что в России рынок инновационной продукции не сформирован, спроса практически нет. Все говорят: нанопроекты – это здорово. А кто потребитель? Что такое солнечные батареи обычному розничному потребителю, предположим, понятно. Про другие вещи приходится долго и нудно рассказывать. На новые материалы переходят предприятия, пытающиеся осваивать новую современную продукцию и совершенствующие технологические процессы. Это происходит, если создается ситуация, когда производителю нужно изделие с определенными характеристиками. Но пока это не массовый процесс.
Возможно, так получается потому, что инновационные технологии и выпускаемая с их помощью продукция стоят дороже. Но давайте начнем, в конце концов, мыслить другими категориями. Если заниматься арифметикой и пытаться сэкономить два рубля, то тогда, конечно, мы придем к выводу, что традиционные технологии выгоднее. Но если мы займемся высшей математикой, то увидим – без новых технологий не обойтись.

Кстати говоря, американцы, японцы поставили перед собой технологическую задачу – до 2015 года на многих объектах промышленного изготовления (авиация, двигателестроение, приборостроение, медицина) поменять металл на композитные материалы от 40 до 60%. В том числе на керамику, углепластики, стеклопластики. Металл – прекрасный материал, его улучшают, совершенствуют технологии его модификации, он получает новые свойства. Но предел возможностей металла во многих областях виден. А надо уйти за предел. Это позволяют сделать композитные материалы. Сегодня мы убеждаем, что композитные материалы – это здорово. Рано или поздно производители придут к этому пониманию, но потом, как всегда, придется догонять Запад.

— Проекту по нанокерамике год. Что будет еще через год?

— Это глобальный серьезный проект. Наша цель – довести его до совершенства.  Если предприятию удастся получить софинансирование, то в первую очередь поставим линию по изготовлению нанопорошка. Будем совершенствовать имеющееся в настоящий момент производство конечных изделий. Сейчас отрабатывается еще одна технология послойного объемного синтеза напрямую из керамики. Мы хотим создать свое устройство, которое будет «выращивать» изделия из керамики.

Видится небольшое предприятие, где будут работать до 50 человек, способное выполнять полный технологический цикл – от производства ультрадисперсного порошка до готовой детали.

Наталия ОВЧИННИКОВА

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.