Гордон ДИКСОН
Солдат, не спрашивай
Серия «Шедевры фантастики»
М.: Эксмо, СПб.: Домино. 2008 год. — 896 стр.
Тираж 8 000 экз.
Человеческая раса пережила эволюционный взрыв одновременно с колонизацией звезд. Итогом стало появление культур, каждая из которых воплотила в себе как бы одну из граней человеческой натуры. Желание сражаться породило дорсайцев. Стремление человека отвергнуть все личное ради приверженности какой-то вере дало квакеров. Философская грань личности привела к экзотской парапсихологической культуре. Все эти культуры, хоть и называются осколочными, но, в отличие от несколько затормозивших людей исконной Земли, каждая из них стремительно развивается, растет и ставит собственные цели.
Одна из основных пружин действия цикла – противостояние планет, обитатели которых связаны «жесткими» контрактами, с теми, у кого контракты «свободные».
«Человечество слишком разрослось, чтобы иметь возможность на одной планете обучать всех необходимых специалистов. Лучших профессиональных солдат, например, поставлял Дорсай. Лучшие физики обитали на Ньютоне, а самыми непревзойденными психологами заслуженно считались экзоты. Каждая планета готовила специалистов какого-то одного профиля и торговала их знаниями, заключая контракты с другим миром в обмен на соответствующий контракт с любым профессионалом, в котором возникла нужда. В стане «свободных» миров контракт на специалиста частично принадлежал ему самому. И его нельзя было продать или обменять на другой без его согласия. На «жестких» мирах каждый индивидуум жил по указанию своих властей – его контракт мог быть продан или обменен в любой момент. И когда это происходило, у него оставалась лишь одна обязанность – отправиться туда, куда его послали, и делать то, что ему приказано».
В таком несколько вымороченном мире живут и действуют герои одного из самых известных военно-фантастических циклов в истории жанра.
Обычно главное действующее лицо очередного романа цикла – «прирожденный полководец», или манипулятор, который заранее знает, что ждать от противостоящих ему политиков или военных, так как на их месте поступал бы так же. Можно вспомнить фильм «Три дня Кондора», где профессиональный убийца Жубер, которого мастерски играет Макс фон СЮДОВ, говорит о том, что действия профессионала всегда предсказуемы. В этом мире одних только профессионалов Жуберу было бы где развернуться. Впрочем война у ДИКСОНА несколько дистиллированна, как в учебниках по тактике.