Дискуссионная площадка, посвященная вопросам реализации федерального закона о госзаказе, прошла в Омском бизнес-инкубаторе 20 июля. Участники мероприятия подняли проблемные моменты в ФЗ № 94, регулирующем организацию и проведение государственных торгов, и обозначили пути решения проблем.
По словам Вадима МОРОЗОВА, председателя правления Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, огромным плюсом закона ФЗ № 94 является отстранение чиновника от всех форм проведения государственных торгов. Кроме того, очевидна экономия расходной части бюджета государственных заказчиков всех уровней. По словам МОРОЗОВА, в 2006 году такая экономия в целом по России составила 107 млрд рублей, в 2007 году – 167 млрд рублей, в 2008 – 214 млрд рублей.
Но не все изменения в законе о госзаказе идут на пользу предпринимателям. По словам Олега АНАНЬЕВА, директора ООО «Новое кредо», перенос электронных аукционов на федеральные интернет-площадки обернулся для предпринимателя необходимостью оплачивать проведение аукциона. Виктор БАРАНОВ, заместитель начальника управления государственного заказа министерства экономики Омской области, рассказал, что процент, который вправе брать на себя организатор аукциона, в ближайшее время будет фиксирован: «Каждая из площадок будет получать 3000 рублей с контракта от победителя независимо от суммы контракта. К 2013 году участие в электронных аукционах будет бесплатным для всех». Сегодня, пока технология работы на интернет-площадках отрабатывается, функционируют пять таких площадок, к 2015 году их останется три. В любом случае электронный аукцион как форма выбора поставщика, по мнению участников встречи, наиболее эффективен. «Ранее часто наблюдались картельные сговоры на аукционах, в результате которых делался один аукционный шаг или цена и вовсе не понижалась. В электронном аукционе такая возможность исключена. До проведения торгов я даже не знаю, кто в них участвует», — рассказал БАРАНОВ.
«Обеспечение контракта теперь невозможно через самый дешевый способ – страхование контракта. Обеспечить контракт самостоятельно практически невозможно, ведь оборотных средств у малого бизнеса всегда не хватает. Банковская гарантия и услуги компаний-поручителей очень дорого обходятся в этом случае», — посетовал также АНАНЬЕВ. По словам Виктора БАРАНОВА, страховые компании сами дискредитировали этот способ обеспечения контракта: многие компании просто не были готовы к высоким рискам по невыполнению предпринимателями взятых на себя обязательств. Между тем в ходе мероприятия выяснилось, что областное минэкономики выдает субсидии по договорам банковской гарантии и часть средств может предпринимателю возместить.
Еще один вопрос, который беспокоит и заказчика, и исполнителя госзаказа: как обеспечить качество, как проверить (и гарантировать) качество поставляемого товара. Согласно условиям контракта, поставщик в любом случае должен предоставить качественный товар или услугу. Что касается экспертизы качества товара, можно указать ее необходимость в контракте. Но насколько результаты такой экспертизы будут легальны? «Каждый заказчик связан финансированием в рамках одного бюджетного года, сроками, и смысла экспертного анализа, времени на него часто нет», — посетовал БАРАНОВ. По его словам, скоро с муниципальными районами будет подписано соглашение, по которому министерством экономики будет оказываться помощь в организации торгов по некоторым позициям – бензин, уголь, автотранспортные средства. В дальнейшем количество позиций, по которым будут отработаны стандартные методы закупок, планируется расширять.
По словам Виктора БАРАНОВА, за пять лет существования ФЗ № 94 заказчики так и не научились правильно формировать заказ. Это подтвердил Олег АНАНЬЕВ, по данным которого именно по этой причине часто срываются торги по компьютерной технике. Андрей ДЕГТЯРЕВ, директор полиграфического центра «Аванта», отметил, что в полиграфии «заказывают часто продукцию из такого материала, который в принципе не выпускают». ДЕГТЯРЕВ посоветовал госзаказчикам приглашать на этапе составления технического задания консультанта и предложил свои услуги в области полиграфии, отметив при этом, что сам в государственных аукционах участвовать не намерен. «У заказчика сложная задача – он должен составить такое техзадание, которое позволит ему купить нормальный продукт и при этом не сузить количество участников до одного. Кроме того, де-факто победит именно тот поставщик, который будет помогать в составлении техзадания», — отметил БАРАНОВ.
Алексей ВОРОНКОВ, руководитель Москаленского районного отделения Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства, рассказал, что сложности у сельских предпринимателей возникают с залоговым обеспечением по госконтракту, так как часто заложить нечего. Инна ХАДЫКИНА, и.о. управляющего Омским региональным Фондом поддержки и развития малого предпринимательства, напомнила о том, что у предпринимателей есть возможность получить в Фонде микрозаем до 600 тысяч рублей на эти цели. К концу года максимальный размер микрозайма увеличится до 1 млн рублей. Также у Сбербанка РФ сейчас есть интересный кредитный продукт под названием «Госзаказ», который также пригодится при нехватке оборотных средств. Кроме того, министерство экономики субсидирует ставки по кредитам в размере ставки рефинансирования. В целом варианты снижения расходов, связанных с участием предпринимателя в государственных торгах, есть, и главное – знать, как ими воспользоваться.