Природу власти каждый познает на собственной шкуре.
Альберт ШПЕЕР
Шпандау: тайный дневник
Пер. с нем.
М.: «Захаров», 2010 год. — 528 стр.
Тираж 2 000 экз.
«Как так получилось, что я ни разу не почувствовал отвращения, ни разу не возмутился, когда Гитлер говорил об «уничтожении» или «истреблении» — а в последние годы он говорил об этом постоянно. Те, кто обвиняет меня в оппортунизме или трусости, безусловно, смотрят на ситуацию слишком упрощенно. Ужасно — и это беспокоит меня больше всего, — что я действительно не замечал этих выражений, они никогда не резали мне ухо. Только сейчас, задним числом, я испытываю ужас. Отчасти это объясняется тем, что мы жили в тесном, замкнутом мире иллюзий, оторванные от реальности (и, возможно, от своего «я», вернее, той его части, которая заслуживала уважение)», — эти строки написал Альберт ШПЕЕР, проживший на свете 75 лет, двадцать из которых был узником берлинской тюрьмы Шпандау.
Все эти двадцать лет он записывал свои воспоминания микроскопическим почерком на различных бумажных обрывках, о сочувствующие ему охранники тайком переправляли их на свободу. Таким образом, из 25 тысяч разрозненных листов получилось две книги. Одна из них — «Воспоминания» — вышла в свет на русском языке несколько лет назад. «Шпандау: тайный дневник» публикуется на русском впервые. В Германии он увидел свет в 1975 году.
Свои двадцать лет заключения ШПЕЕР получил, когда уцелевшая нацистская верхушка предстала перед Нюрнбергским судом. Альберт ШПЕЕР был личным архитектором Гитлера, его доверенным лицом, рейхсминистром вооружений и военной промышленности и к концу войны стал вторым наиболее влиятельным человеком в нацистской Германии. ШПЕЕР — единственный из обвиняемых Нюрнбергским судом признал свою вину за преступления рейха. Эрих ФРОММ назвал шпееровский дневник историческим документом, который представляет «огромный политический и психологический интерес». С этим согласится всякий человек, пытающийся понять природу человеческих поступков, которые оборачиваются гибелью миллионов.