Даже официозные советские художники в юности несли поистине прекрасную чушь.
Виктор УФИМЦЕВ: Дневники, фотографии, рисунки, коллажи, живопись.
М.: Галеев Галерея, 2009. — 256 стр
Тираж 500 экз.
В 1921 году в Омске маленьким машинописным тиражом вышел сборник № 1 «Футуристы», подготовленный Виктором УФИМЦЕВЫМ, организатором омской футуристической группы «Червонная тройка». В нем, кстати, впервые были напечатаны стихи 17-летнего Леонида МАРТЫНОВА: «И притворяемся глупыми – Умному жить больней Пахнут землей и тулупами Девушки наших дней». Здесь же ноты маршевой мелодии 20-летнего Виссариона ШЕБАЛИНА.
В обозреваемой книге этот давний сборник, ставший библиографической редкостью, опубликован. И повторен не в современном виде, а в том самом – фотографиями всех его страниц. Много позже Виктор УФИМЦЕВ стал официальным советским художником, обласканным властью и даже борцом с формализмом. В 1934 году он переезжает в Ташкент, с 1939-го возглавляет Союз художников Узбекистана, пишет историко-революционные картины «Прием Лениным и Сталиным делегатов Туркестана», «Ленин в сибирской ссылке», «Рождение большевика» и т.д.
И вот сегодня, впервые по прошествии многих лет после смерти художника, собраны, систематизированы и опубликованы работы другого, неизвестного и молодого УФИМЦЕВА. Его альбомы, картины, фотографии и дневники 20-х годов: «31 июля. 1921 года. Воскресенье. Близко Усть-Ишим. Началась тайга. Непроходимый сибирский урман. Пароход причалил брать дрова. Здесь, говорят, нередко встретить медведя и лося. Но здесь и до сих пор бродят в лесах остатки белых банд. Я беру этюдник, дядя Костя и еще один мой сосед по каюте берут винтовки. Винтовки у нас на всякий случай у всех, а у меня в каюте, загроможденной рулонами бумаги и холста, банками красок, она висит как чудотворная икона в переднем углу на замысловатой вешалке».
Такие вот незамысловатые записи. Много пишет о голоде в Омске, о попытках как-то заработать, о компании молодых художников, поэтов и музыкантов, пытающихся сказать в искусстве новое слово:«Когда меня спрашивают: «что вы хотели этим изобразить?» Я могу дать приблизительно такой ответ: «Я ничего не хотел тут изобразить, а хотел передать настроение летнего вечера, той или иной музыки, стихов».