Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Омских чиновников ТУ Росимущества осудили за мошенничество

1 сентября 2010 14:36
0
1601

26 августа в Омском областном суде завершился громкий процесс по уголовному делу, возбужденному в отношении бывшего начальника отдела аренды, оценки и отчетности территориального управления Росимущества по Омской области Игоря МАКАРЬЕВА и бывшего его подчиненного Алексея АБРАМЕНКО.

Наказание:
Прокуратура обвиняла их в получении взяток в общей сумме 1 млн рублей (11 эпизодов преступлений, предусмотренных п. а, в, г ч. 4 ст. 290 УК РФ) от шести омских предпринимателей, которые арендуют площади в государственных помещениях, находящихся в ведении Росимущества. Судья Алла МИХАЙЛОВА признала подсудимых виновными, однако вовсе не во взяточничестве, а в мошенничестве (ч. 3, 4 ст. 159 УК РФ). Дело в том, что гособвинение не доказало суду, что подсудимые имели реальную возможность совершить те действия, за которые потерпевшие передавали им деньги. Более того, МАКАРЬЕВА суд еще и оправдал по четырем эпизодам за непричастностью к совершению преступлений. В итоге вместо сурового наказания в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, как того просила прокуратура, каждый подсудимый получил срок почти в два раза меньше — по 6 лет лишения свободы, и отбывание будет проходить в колонии с режимом попроще — общим. Подсудимые были взяты под стражу в зале суда. Судя по тому, что на оглашение приговора МАКАРЬЕВ и АБРАМЕНКО пришли уже с багажом, на оправдание они слабо рассчитывали.

Прокуратура также просила назначить каждому подсудимому дополнительное наказание в виде штрафа по 300 тысяч рублей, а также лишить каждого права занимать должности на государственной гражданской службе сроком на три года. Суд запретил МАКАРЬЕВУ занимать госдолжности сроком на три года, а АБРАМЕНКО — на два года. Однако штраф подсудимым не назначил, посчитав, что это может существенно ухудшить материальное положение их семей, в свете того что суд удовлетворил гражданские иски, заявленные потерпевшими. С подсудимых суд взыскал напополам суммы, которые им были переданы потерпевшими, в пользу предпринимателей Ирины ЖУРБЕНКО — 150 тысяч рублей, Сергея СЕРГИЕНКО — 370 тысяч рублей, Евгения ЧЕППЫ — 240 тысяч рублей, Дмитрия ЗАРУБИНА — 60 тысяч рублей. И с одного АБРАМЕНКО в пользу Ирины ЖУРБЕНКО — 200 тысяч рублей, а также в пользу Аласкара АЛЕКБЕРОВА — 120 тысяч рублей. Из всех потерпевших предпринимателей только лишь Людмила ЧЕРЕДОВА не стала требовать, чтобы подсудимые вернули ей ее деньги, и не заявила иск. Суд учел, что подсудимые ранее не были судимы, что имеют серьезные проблемы со здоровьем, что у них на иждивении несовершеннолетние дети, которые страдают заболеваниями. Приговор в законную силу еще не вступил. И сторона защиты, и сторона обвинения поделились с журналистами, что намерены обжаловать его в кассационной инстанции — Верховном суде РФ. Обвинение вероятнее всего будет оспаривать оправдание МАКАРЬЕВА по 4 эпизодам, а также настаивать на том, что подсудимые все-таки являются коррупционерами-взяточниками, а не банальными мошенниками. Защита уверена, что приговор не обоснован. Подсудимые своей вины ни во взяточничестве, ни в мошенничестве не признали, адвокаты будут настаивать на их полном оправдании. Сторону обвинения представляли прокуроры Прокуратуры Омской области Илья УМАНСКИЙ и Виталий КАМИНСКИЙ. Сторону защиты — адвокаты Наталья РОМАНОВСКАЯ и Вячеслав ПЕРИСТЫЙ (защита МАКАРЬЕВА), а также адвокат Александр НИКИФОРОВ (защита АБРАМЕНКО).
Выводы суда:

МАКАРЬЕВ организовал преступную группу
По мнению суда, МАКАРЬЕВ, став начальником отдела в ТУ Росимущества, создал совместно с АБРАМЕНКО организованную преступную группу, для того чтобы, используя свое служебное положение, обманным путем завладевать деньгами предпринимателей, имеющих арендные отношения с ТУ. Данная группа безнаказанно действовала в течение двух лет, для своих преступных целей использовала мобильную связь, различные автомобили. Каждый участник группы выполнял строго отведенную ему роль: МАКАРЬЕВ руководил, был законспирирован, осторожен, а АБРАМЕНКО исполнял его указания, вел переговоры с предпринимателями, озвучивал им условия, оказывал на них психологическое давление, получал от них деньги и передавал МАКАРЬЕВУ, а тот уже распределял преступный доход. То, что по некоторым эпизодам нет прямых доказательств, подтверждающих факты личного общения МАКАРЬЕВА с потерпевшими, по мнению суда, как раз и объясняется тем, что он действовал в составе преступной группы.

Подсудимые ввели потерпевших в заблуждение
В суде установлено, что все потерпевшие арендовали госпомещения, которые находились в оперативном управлении вузов либо Минобороны РФ. А согласно законодательству ТУ Росимущества ограничено в своих правах по распоряжению таким федеральным имуществом. И вузы, и Минобороны РФ вправе самостоятельно выбирать себе арендатора и устанавливать арендную ставку с учетом ставки, предложенной независимым оценщиком. Согласия ТУ Росимущества в этом случае не требуется, и оно не является третьей стороной по договору аренды. Соответственно, арендаторы абсолютно спокойно могли урегулировать свои отношения непосредственно с арендодателями — вузами либо минобороны РФ, минуя при этом ТУ Росимущества. Таким образом, по мнению суда, у МАКАРЬЕВА и АБРАМЕНКО не было реальных прав на то, чтобы устанавливать арендную ставку, досрочно расторгать или продлять договоры аренды, а значит, подсудимые безосновательно обещали потерпевшим сделать то, за что последние платили им деньги. То есть подсудимые ввели потерпевших в заблуждение относительно своих полномочий. Суд уверен, что удалось подсудимым это сделать с помощью психологических методов убеждения. Подсудимые убедили предпринимателей в величине своих полномочий, в том, что являются главными людьми в ТУ, которые регулируют все вопросы аренды и т. п. Суд считает, что у арендаторов не было реальной возможности разобраться в том, какими именно полномочиями обладают подсудимые в действительности, так как данный вопрос очень сложный и запутанный — это подтверждается практикой арбитражных судов. Выше перечисленные доводы в числе многих других позволили суду переквалифицировать действия подсудимых со взяточничества на мошенничество.

Подсудимые являлись должностными лицами
По мнению суда, МАКАРЬЕВ и АБРАМЕНКО являлись должностными лицами, так как фактически выполняли функции представителей власти — могли участвовать в проверках того, как используют госпомещения предпринимали, могли проводить экспертизу оценочных отчетов по установлению размера арендной ставки и т. п. При отсутствии реальных должностных полномочий, позволяющих подсудимым выполнить действия, за которые им платили потерпевшие, МАКАРЬЕВ и АБРАМЕНКО все же занимали должности, позволяющие им отслеживать арендные отношения предпринимателей с ТУ Росимущества. То есть подсудимые вполне могли использовать свое служебное положение в преступных целях, что и сделали.

Аудиозаписи ОРМ были получены незаконно
Необходимо отметить, что такое важное доказательство вины подсудимых, как аудиозаписи разговоров между ними и одним из потерпевших, где обсуждаются суммы и условия их передачи, сделанные сотрудниками УФСБ в процессе ОРМ, суд все-таки признал недопустимым. Суд согласился с мнением стороны защиты о том, что данные записи были получены с нарушением закона об оперативно-розыскной деятельности, потому их учитывать нельзя.

Кто и в чем виноват:
В итоге суд признал МАКАРЬЕВА и АБРАМЕНКО виновными в совершении 6 преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной преступной группой с использованием служебного положения): в середине марта 2007 года 50 тысяч рублей, а в 2008 году 80 тысяч рублей у предпринимателя ЧЕРЕДОВОЙ, с ноября 2007 года по ноябрь 2008 года — 240 тысяч рублей у ЧЕППЫ, в сентябре 2007 года — 150 тысяч рублей у ЖУРБЕНКО, с февраля 2008 года по 20 февраля 2009 года — 370 тысяч рублей у СЕРГИЕНКО, в конце мая 2007 года — 60 тысяч рублей у ЗАРУБИНА. А также в совершении одного преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество, совершенное организованной преступной группой с использованием служебного положения): 24 февраля 2009 года 100 тысяч рублей у ЗАРУБИНА — оперативники, задержав в этот день АБРАМЕНКО, не позволили подсудимым довести преступный замысел до конца. Кроме того, АБРАМЕНКО был признан виновным (а МАКАРЬЕВА по данным эпизодам суд оправдал за непричастностью) в совершении еще 4 преступлений, предусмотренных уже ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием служебного положения): в середине февраля 2009 года — 20 тысяч рублей у ЧЕРЕДОВОЙ, с июля по сентябрь 2008 года — 200 тысяч рублей у ЖУРБЕНКО, в августе 2008 года — 20 тысяч рублей, а также 24 октября 2009 года — 100 тысяч рублей у АЛЕКБЕРОВА.  

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.