Все рубрики
В Омске вторник, 26 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,7908    € 108,8705

Александр ДЕНИСОВ, начальник Управления Федеральной миграционной службы по Омской области: «Взывать к патриотическим чувствам работодателя, задача которого извлечение прибыли, бессмысленно».

22 сентября 2010 13:04
0
1427

В Управлении Федеральной миграционной службы — новый руководитель. Он приехал из в Омск из Читы, то есть из-за пределов области. Причины понятны: предыдущий руководитель ведомства Владимир АЛЛЕС арестован по подозрению во взятке и ждет суда. Его заместитель Елена ЧУПИК, временно замещавшая его, ушла сама. Значимость этого назначения подтверждается тем, что представляли нового руководителя коллективу не только главный федеральный инспектор в Омской области Сергей ЛИЦКЕВИЧ, но и начальник омского УФСБ Игорь БОНДАРЕВ и и.о. начальника УВД Алексей ТАРАСОВ. Первое свое интервью в новой должности Александр ДЕНИСОВ дал главному редактору газеты «Коммерческие вести» Марату ИСАНГАЗИНУ.

— Александр Анатольевич, когда состоялось ваше назначение?
— 7 сентября. Принял управление тринадцатого.
— Для вас это назначение было неожиданным?
— В какой-то степени. Пришлось собираться в считанные дни и выезжать в Омск. Находился в отпуске?
— Где были в отпуске.
— Дома, в Забайкальском крае. Хотя я знал, что вопрос рассматривается, согласовывается и так далее, но самого назначения я ожидал несколько позже.
— По вашей службе это был приказ или давалось право на «да-нет»?
— Согласие предварительное, естественно, спрашивают.
— Какие направления вы курировали в Забайкальском крае?
— Вопросы пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
— Чем отличается забайкальская ситуация от омской с точки зрения миграционной службы?
— Всем. Совершенно другие региональные особенности, процессы происходят во многом по-своему.
— Там процессы в основном, наверное, касаются китайских граждан?
— Естественно. 500 километров до Китая – это большую роль играет. Там подавляющее большинство иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ – граждане Китая.
— В прессе давно будируется вопрос, что очень большой наплыв в Россию китайцев…
— Экспансии нет. Это я вам точно говорю. Управление ФМС по Забайкальскому краю знает свою работу и все вопросы контролирует: стоит на страже интересов государства и общества. Но единовременно, в разгар строительного сезона, потому что в основном граждане Китая едут работать именно в строительстве — до 10 тысяч человек находятся на территории края. Но нужно учитывать, что это на всю территорию края, которая значительно больше Омской.
— Но населения, наверное…
— Населения кратно меньше. И особенности региона совершенно другие: природа, экономика, все другое. Но служба эта мне знакома: 16 лет ей отдал, поэтому, полагаю, специфика субъекта не принципиально важна.
— Какие главные задачи должны решать управления ФМС в регионах?
— Оказывать государственные услуги качественно, как этого требует законодательство Российской Федерации. Это главная задача. И выполнять государственные функции. И тоже качественно в соответствии с законодательством.
— Первый приказ, который вы на этой должности подписали, был какой?
— Это банально, наверное, прозвучит: о поощрении личного состава по итогам третьего квартала.
— До этого вы изучали ситуацию в Омской области, когда узнали о предполагаемом назначении?
— Естественно, интересовался.
— На ваш взгляд, особенности Омской области в вашей сфере какие?
— Высокий уровень экономического развития. Это основное отличие от Забайкальского края, который является дотационным.
— Что вам интересным показалось в Омске из того, что вы прочитали или увидели в интернете в связи с предполагаемым назначением?
— Мне показалось интересным все, начиная от природы, информации об экономическом развитии территории и социальной сферы. Я понимал, что к этому всему придется привыкать, вникать, стать частью этого общества. Поэтому интересовался всем.
— Уже несколько дней вы в Омске. Как вам показался наш город?
— Я в Омске не был ни разу до этого. Архитектура исторического центра чем-то похожа на центр Читы. Частный жилой сектор тоже чем-то похож… Люди меня порадовали – менталитет у нас очень схож: разницы я не увидел.
— Вы 16 лет на этой службе. По уставу, по документам, по закону вы сказали, что работа заключается в том-то, но для каждого человека, наверное, существует философия своей профессии. Не просто отбывать функции, но, если я этим занимаюсь, то для меня это интересно, для меня это важно, я считаю, что это не просто бумажки, инструкции, а что-то за этим еще стоит. Для вас есть такое?
— Если бы для меня эта работа была неинтересной, я бы ее не выполнял. Я бы нашел себе другую. Мне нравится изучать процессы, которые происходят в обществе, в сфере миграции. И нравится участвовать в этих процессах. За всеми документами, с которыми мы работаем, будь то заявление на выдачу разрешения на временное проживание или вид на жительство, заявление на приобретение гражданства – за всем этим стоят люди со своими судьбами, со своими интересами, своими правами, и мы обязаны им оказать государственную услугу либо обоснованно отказать. Поэтому ответственность очень серьезная. Кто эту ответственность не осознает, в нашей службе долго не задерживается.
— Вы считает себя государственным человеком не только по работе, но и по духу?
— Полагаю – да.
— А в чем выражается государственность?
— Во-первых, мы оформляем государственные документы людям, во-вторых, в рамках контрольно-надзорной функции выявляем нарушителей законодательства Российской Федерации. Применяем меры административной ответственности к этим нарушителям. Не допускаем, например, незаконного привлечения к трудовой деятельности иностранных работников и тем самым сохраняем рабочие места для местного населения.
— В Омске уже приходилось подписывать бумаги о нарушениях такого рода?
— Приходилось, документов масса в день проходит по всем направлениям деятельности.
— А в связи с чем были нарушения?
— Нарушение порядка трудовой деятельности на территории Российской Федерации, уклонение от выезда из Российской Федерации.
— В смысле из Омской области?
— Из Российской Федерации. Омская область – это субъект Российской Федерации. Поэтому выезд за ее пределы в Новосибирскую, скажем, область проблемы не решит.
— Какое самое трудное решение вам приходилось принимать в предыдущей деятельности? Не может же быть все гладко и не могут все решения быть одинаковыми по значимости.
— Все гладко в жизни не бывает. Но каждое решение предполагает ответственность. Просто я не могу выделить какое-то одно из массы принятых мной в рамках служебной деятельности. Но я за каждое свое решение могу ответить. Могу объяснить, почему я принял такое решение и на каком основании. Это вот самое главное, я полагаю, для государственного служащего, для представителя государства, чтобы каждое его решение было мотивированным, обоснованным, справедливым и законным.
— Мы уже упоминали, что пишут о китайской миграционной угрозе, там – миллиард населения, здесь – огромные пустынные пространства. В чем заключаются эти процессы, вы их видите? По логике, поток миграции оттуда сюда должен только увеличиваться. С другой стороны, китайская рабочая сила гораздо дешевле, в итоге дешевле и продукция – овощи.
— Нужно исходить из того, что преференции должны быть для местных трудовых ресурсов, и работой нужно обеспечивать прежде всего местное население. А если речь идет об иностранных работниках, то России в первую очередь требуется квалифицированная иностранная рабочая сила. Простого овощевода нельзя причислить к таковой. Его задача в принципе — просто своевременно поливать урожай.
— Но у них овощей почему-то получается гораздо больше и они значительно дешевле.
— Это серьезный вопрос: почему больше. И вопрос не к миграционной службе, а к Роспотребнадзору и другим контролирующим органам. Что касается дешевле, то у них уровень жизни в Китае немного другой.
— А вы там были?
— Естественно.
— И ваши впечатления?
— У меня есть, что сказать об этом государстве, но не для протокола. Так что я промолчу.
— Вы говорите, что нам прежде всего необходима из-за рубежа квалифицированная рабочая сила, но в тех заявках на иностранных рабочих, которые утверждают работодателям согласно квотам, квалифицированных, наверное, меньше всего?
— Понятно, что взывать к патриотическим чувствам работодателя, задача которого извлечение прибыли, бессмысленно. Работодатели будут заявлять потребность в тех работниках, труд которых стоит дешевле. Но это неверный подход. Потому что, если заместить всю рабочую силу иностранными гражданами, на рынке труда случится коллапс и возникнут более серьезные последствия. Людям нужно будет, если их на работу брать не будут работодатели, существовать на что-то, семьи кормить. История знает много примеров, что происходит в итоге такой критической ситуации. Я уже знаком с политикой, которая проводится на территории Омской области в отношении привлечения иностранной рабочей силы, и полагаю, что политика эта совершенно правильная.
— С другой стороны, это проблема всех развитых стран: в США — латиноамериканцы, в Европе – турки и украинцы, у нас – китайцы… Это общемировая тенденция – дешевая рабочая сила заходит, конкурирует.
— Но увлекаться этим нельзя. Нельзя забывать о местном населении. Когда оно обеспечено и имеет высокий уровень жизни, но рабочих рук не хватает – да, пожалуйста, приглашайте работников из-за границы, но когда местные безработные не могут найти работу, а иностранные рабочие приезжают, занимают рабочие места, получают заработную плату — это неправильно. Есть, правда, много вариантов ответа на вопрос, кто и почему является безработным в России.
— Как говорят работодатели: не хотят работать, пьют, если говорить прежде всего о сельской местности.
— Воруют, пьют – может быть. Но каждый работодатель является руководителем, а руководитель обязан отвечать за свое производство. За свой участок работы, за свой личный состав, за своих работников. Значит, нужно создать условия для того, чтобы люди не пили, а работали
— Сколько человек работает в УФМС России по Омской области?
— 388.
— Предполагаете какое-то сокращение или, наоборот, увеличение штата?
— Предполагается увеличение штатной численности в связи с тем, что нам передаются полномочия по регистрационному отчету граждан Российской Федерации в полном объеме от органов местного самоуправления.
— Что вы имеете в виду?
— В районных администрациях были специалисты, в деревнях, в поселках, которые занимались регистрационным учетом граждан. Они были посредниками своего рода между гражданином и нашей службой. Так называемые паспортисты сельских администраций. Государство теперь от этих функций полностью освобождает органы местного самоуправления и мы будем работать напрямую с гражданином.
— С какой даты?
— С января 2011 года. В связи с передачей этих функций должно быть увеличение нашего штата на 84 единицы. Подготовка уже проводится в течение года.
— В летнее время много писали об очередях за загранпаспортами. Вы изучали в Омске эту ситуацию или в связи с наступлением осени такой проблемы уже нет?
— Наплыв прошел. Я вчера был в данном подразделении — это видно сразу. Количество желающих оформить паспортно-визовые документы резко сократилось. Процесс носит цикличный характер.
— У вас пока один заместитель в омском управлении. Кандидатура второго зама уже предполагается?
— Нет. Я еще о кадровых перестановках пока не думаю, потому что есть масса вопросов, которые требуют скорейшего решения.
— Например?
— Подготовка к зиме помещений. С автотранспортом много вопросов: его не хватает.
Сначала людям нужно создать условия для работы.
— Из Казахстана в Омскую область, наверное, больше, чем в другие регионы, приезжают на постоянное место жительства и обращаются к вам за российским гражданством?
— Мы принимаем самое активное участие в реализации государственной программы по оказанию содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
— Каким образом?
— На федеральном уровне ФМС является координатором программы. Мы исполняем Указ президента Российской Федерации. На местном уровне координатором является правительство Омской области, которое тоже активно занимается реализацией этой программы, взаимодействуя с нами.
— Вам уже пришлось с этим столкнуться?
— Сегодня было заседание рабочей группы.
— Какие вопросы там обсуждались?
— О присвоении статуса участника программы: 36 человек рассматривали.
— Кому-то из них отказали?
— По некоторым кандидатурам возникли вопросы, если они прояснятся, то потенциальные переселенцы вновь будут рассмотрены на следующем заседании.
— Какого направления деятельности управления я не коснулся?
— У нас очень много направлений деятельности. Мы работаем и с гражданами России, и с иностранными гражданами.
— Иностранцы, приезжающие в Омск, вас как-то касаются?
— Напрямую. Все, что связано с пребыванием иностранных граждан на территории Омской области, находится в ведении нашего управления.
— Сколько сейчас иностранных граждан находится в Омской области?
— На 16 сентября на территории области находилось 11 804 иностранных граждан.
— Включая туристов?
— Всех! Прибывших с любой целью: туристической, деловой, частной, учеба, работа.
— У вас даже есть распределение по странам?
— Граждан Казахстана было 3 500 человек, из Бурундии – один, из Гвинеи – двое, из Кабо- Верде – один и так далее.
— Как вы это отслеживаете? Раз в месяц, или чаще?
— У нас существует автоматизированная система миграционного учета иностранных граждан. Мы пополняем ее ежедневно информацией по въезду и выезду из Российской Федерации и в период пребывания, любые перемещения иностранного гражданина в том числе оформление им каких-либо документов также находит здесь свое отражение. Если иностранный гражданин приехал сюда и встал на миграционный учет либо получил какие-то разрешительные документы, а уж тем более привлекался к ответственности – все будет учтено. С момента въезда на территорию Российской Федерации миграционная служба контролирует пребывание иностранного гражданина вплоть до выезда.
— Но все равно какое-то количество нелегалов в Омской области есть. Больше всего, наверное, казахстанцев?
— Я бы не делал заключения, кто более законопослушен – граждане Казахстана, Киргизии или Узбекистана. Здесь есть определенная статистика, несомненно. В каждом государстве есть люди, склонные к соблюдению законодательства и наоборот.
— В том числе и в России.
— Конечно. Наша административная практика распространяется и на россиян.
— Которые нарушают паспортный режим?
— И паспортные правила, и правила регистрационного учета, и правила пребывания иностранных граждан, если они выступают принимающей или приглашающей стороной. Либо привлекают их к незаконной трудовой деятельности.
— Вы себя относите к какому-то типу руководителей – строгий, демократичный, либеральный?
— Полагаю, что справедливый.
— Вы приехали с Забайкалья, поэтому закономерен вопрос: вы – охотник?
— Не без этого.
— Как вы относитесь к ситуации, которая сложилась с предыдущим руководителем Управления ФМС Владимиром АЛЛЕСОМ?
— Я никоим образом не собираюсь это комментировать. Считаю некорректным.
— Есть в ФМС какие-то жесткие правила, чтобы ограничить возможность коррупции?
— Действует комиссия по противодействую коррупции.
— Но она наверняка действовала уже давно и при предыдущем руководстве?
— Вот и стоит вопрос: как она действовала – это тоже будет скоро рассматриваться.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.