16 сентября в Советском районном суде Омска началось рассмотрение по существу уголовного дела, которое вызвало огромный общественный резонанс, возбужденного в отношении 23-летнего Армена БЕРБЕРЯНА — водителя КамАЗа, врезавшегося 24 июня на Красноярском тракте в колонну из восьми автобусов с детьми, направлявшимся в летний лагерь. В результате данного ДТП двое детей (6 и 7 лет), а также вожатый (21 год, студент СибГУФК) и женщина-библиотекарь из числа пассажиров погибли, а 23 человека получили телесные повреждения различной степени тяжести. За ходом судебного заседания следили корреспонденты всех телеканалов и многих газет Омска. Охраняли порядок в зале помимо приставов по ОУПДС еще и группа быстрого реагирования (ГБР) Управления ФССП по Омской области, а также целая команда конвойных. Подсудимый находится под стражей — не женат, детей нет, ранее не судим, образование среднее. Судебное разбирательство ведет судья Сергей СНЕГИРЕВ.
Гособвинитель — помощник прокурора САО Елена ЖГИР огласила обвинительное заключение. Подсудимому вменяется совершение преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 264 УК РФ — нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Данная статья предусматривает максимальное наказание — 7 лет лишения свободы с лишением водительских прав на срок до трех лет. Подсудимый свою вину в суде признал полностью, однако, как стало известно «КВ» из достоверных источников, на допросе у следователя подсудимый сначала утверждал, что он не виноват, что столкновение произошло из-за того, что автобус первым вылетел на КамАЗ и тот просто не справился с управлением, а на последующих допросах подсудимый и вовсе отказался давать показания, сославшись на ст. 51 Конституции РФ. До начала судебного заседания журналисты попытались выяснить позицию подсудимого, когда его завели в клетку однако он отказался говорить — молча закрыл лицо руками и опустил голову в пол. Сторона защиты заявила ходатайство о том, чтобы данное дело рассматривалось в особом порядке, то есть без проведения судебного следствия и изучения доказательств, так как обвиняемый полностью признал свою вину — в этом случае согласно ч. 7 ст. 316 УПК РФ суд назначил бы ему наказание, которое не могло бы превышать две трети максимального срока, предусмотренного за совершенное преступление, то есть чуть меньше 5 лет. Потерпевшие — пострадавшие в ДТП пассажиры автобуса и родственники погибших — были против этого и настаивали на том, чтобы беспечного водителя наказали по всей строгости закона.
— Ваша честь, гособвинение тоже против особого порядка, так как данное дело вызвало слишком большой общественный резонанс, — высказала свою позицию прокурор.
В итоге суд начал рассматривать дело в общем порядке. Из показаний потерпевших и свидетелей выяснилось, что автобус с 23 пассажирами, в основном детьми, двигался третьим по счету в колонне из восьми автобусов. Колонна шла со скоростью 40 км/час, между автобусами соблюдалась дистанция — по одним показаниям в 10-15 метров, а по другим — в 30-40 метров. Двигались в сторону летнего лагеря им. Стрельникова. Колонну сопровождали две машины ДПС с мигалками и включенными фарами. Когда уже проехали перекресток по ул. Губкина, со встречной полосы вылетел КамАЗ и протаранил третий автобус в колонне с торцевой левой стороны. Автобус слетел в кювет. Так как скорая помощь колонну не сопровождала, пришлось ждать 15-20 минут, пока она приедет из города. Инспекторы ДПС, которые обеспечивали безопасность передвижения автобусной колонны, заверили суд, что соблюли абсолютно все правила по перевозке детей, предусмотренные инструкцией. По словам дэпээсников, до отъезда они провели инструктаж водителей автобусов, а во время передвижения по громкой связи сообщали им, когда останавливаться на светофорах, а когда ехать дальше.Инспекторы утверждают, что все встречные машины, в том числе и КамАЗ, подъезжая к колонне, снижали скорость и слегка прижимались к обочине, не останавливаясь — по правилам, как заверили суд инспекторы ДПС, именно так все и должно быть. Встречные машины вообще не обязаны прижиматься к обочине или останавливаться, они всего лишь не должны создавать помех колонне. Все шло нормально, пока вдруг КамАЗ не вынырнул из-за внедорожника на встречную полосу и не врезался в автобус. В деле имеется протокол, составленный сотрудниками ГИБДД на месте ДТП, в котором говорится, что водитель КамАЗа нарушил правила дорожного движения. По словам одного из инспекторов ДПС, если бы КамАЗ не был бы перегружен сверх нормы — более 15 тонн асфальта, то сумел бы совершить плавный маневр при обгоне и пройти между автобусами, никого не задев.
— Как же так, все правила и инструкции соблюли, а при этом четверо человек погибло?! — возмутился адвокат одного из потерпевших родителей.
Сами родственники погибших, как заявили они журналистам, считают, что к ответственности должны быть привлечены также сотрудники ДПС и организаторы перевозки детей в лагерь:
— Они не выполнили главного — не привезли наших детей в лагерь живыми и здоровыми, хотя брали на себя такие обязательства, потому должны отвечать за это по закону!
Родственники погибших и пострадавших заявили гражданские иски к подсудимому о возмещении материального и морального вреда — в пользу каждой семьи по 2-3 млн рублей. Владелец автобуса собирается взыскать с хозяина КамАЗа, который является родственником подсудимого, материальный ущерб в 750 тысяч рублей, а последний — с подсудимого 100 тысяч рублей. Подсудимый же сообщил суду, что платить ему нечем. Суду предстоит допросить еще целый ряд свидетелей. «КВ» сообщат об итогах разбирательства.