8 октября в Омском областном суде состоялось заседание совета Омского регионального отделения Ассоциации юристов России (ОРОАЮР). Один из вопросов повестки дня был посвящен противодействию коррупции. Председатель ОРОАЮР, председатель Арбитражного суда Омской области Сергей ЧУЧА рассказал коллегам о том, какие меры принимаются в его суде, как и во всей системе арбитражных судов России, для того, чтобы сделать коррупцию невозможной. Прежде всего используется режим максимальной открытости. Каждый документ с момента его поступления в суд немедленно отражается в электронной базе данных, открытый доступ к которой имеется на сайте суда — любой желающий может воспользоваться текстом практически любого судебного акта в режиме он-лайн и узнать результат рассмотрения любого дела, находящегося в производстве суда.
— Все споры у нас в суде связаны с предпринимательскими отношениями, потому люди не должны прятаться или скрывать что-либо. Раз пришли в суд, то будьте добры подвергнуться в том числе и общественному контролю, если общество этого захочет — путем присутствия граждан или журналистов в открытом судебном заседании, их знакомства с содержанием того или иного судебного акта и т. п., — считает Сергей ЧУЧА.
Кроме того, эта электронная база позволяет распределять для рассмотрения по существу дела между судьями в автоматическом режиме, то есть теперь, по словам ЧУЧИ, невозможно, не оставив следов, подстроить все так, чтобы дело было отписано какому-то конкретному судье.
— Некоторые заявители пытаются обойти электронное распределение дел — подают сразу по 10-15 исков по одному и тому же делу, но мы тщательно отслеживаем это. Стараемся не допустить того, чтобы заявители выбирали себе судей, — поделился ЧУЧА.
По словам председателя Арбитражного суда Омской области, уже полтора года у него в суде действует журнал фиксации неформальных обращений граждан к судьям. Судье в соответствии с решением президиума Арбитражного суда Омской области рекомендуется вносить запись в данный журнал, если к нему неформально обратилась какая-либо из сторон по рассматриваемому им делу с каким-либо предложением или просьбой.
— Такой журнал — вещь скорее психологического плана, и она работает. Судьи рассказывают мне, что как только они говорят какой-либо из сторон, пытающейся выйти с ними на неформальный контакт, о том, что весь разговор придется зафиксировать в специальном журнале, то все попытки сразу же прекращаются, — рассказал ЧУЧА.
В сентябре, как сообщил председатель, в Арбитражном суде Омской области был введен дополнительный бесплатный телефон доверия. По словам ЧУЧИ, этот способ позволяет контролировать работу суда и председателя с обращениями граждан — ежемесячно от поставщика услуг приходит распечатка о количестве и продолжительности звонков. Этот способ, по мнению ЧУЧИ, делает невозможным укрывательство жалоб. Кроме того, на сайтесуда можно задать вопрос непосредственно председателю и достаточно оперативно получить на него ответ. Еще один способ борьбы с коррупцией — фиксация на входе в суд всех посетителей на фотокамеру. ЧУЧА считает, что это дополнительно дисциплинирует граждан — не будут ходить по кабинетам судей в неурочное время, а судьи и работники аппарата суда не будут никого принимать в неофициальном порядке.
Сотрудник СУ Следственного комитета при прокуратуре РФ по Омской области Александр СЕРТАКОВ сообщил членам совета, что на основании совместного приказа руководителей правоохранительных органов ежеквартально проводятся заседания межведомственной рабочей группы по борьбе с коррупцией. В текущем году проведено уже более 120 таких совещаний во всех следственных отделах области. Кроме того, в следственном управлении с 2008 года продолжает работу «горячая телефонная линия» по борьбе с преступлениями коррупционной направленности.
— Граждане звонят и жалуются в основном на различные решения административных органов, на компании, оказывающие услуги в жилищно-коммунальной сфере. По всем таким обращениям мы сообщаем информацию в соответствующие органы, которые должны контролировать данные вопросы, проводим проверки, но пока до возбуждения уголовных дел еще не доходило, — пояснил «КВ» руководитель СУ Следственного комитета при прокуратуре РФ по Омской области Андрей КОНДИН.
По словам КОНДИНА, в 2010 году следственным подразделением СУ возбуждено более 100 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, из них с обвинительным заключением в суд направлено 35. Все они касаются злоупотреблений должностных лиц своими полномочиями, превышения власти, мошенничеств, совершенных с использованием служебного положения. Наиболее тяжкое из таких преступлений — получение взятки.
— Произошло снижение на 20% прекращенных уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности. Таким образом, отмечается положительная динамика в текущем году качественных показателей расследования таких дел, более взвешенный подход к возбуждению таких дел — сначала проводим тщательную предварительную проверку, потом по согласованию с прокуратурой возбуждаем уголовное дело, чтобы, как говорится, не работать на корзину, — сообщил КОНДИН.
По данным министра правового и государственного развития Омской области Александра МАТНЕНКО, в Омске количество муниципальных нормативно-правовых актов, где содержатся коррупционные составляющие, превысило уровень прошлого года. Большинство таких актов касаются выделения различных субсидий — по многим из них были вынесены прокурорские протесты.
— Представьте себе, в самом постановлении главы Калачинского муниципального района Омской области, посвященном противодействию коррупции (!), мы выявили целых три коррупционных фактора, прямо противоречащих федеральному законодательству. Информация по данному факту также направлена в прокуратуру, — добавил МАТНЕНКО.