Для нашей Родины традиционно человеческая жизнь стоит совсем немного по сравнению с великими идеями. Почти в каждой семье есть седевшие в разные периоды истории российского государства, а Сибирь так и вовсе массово заселялась высланными справными крестьянами и их охранниками. Я не оказался уникальным в сем криминальном переселении советских народов. По словам родственников, один из моих предков загремел на стройки Кузбасса прямо из Тамбовской губернии, где служил писарем при штабе контрреволюционера и бандита АНТОНОВА. Потому заглянуть на посвященный поиску следов репрессированного люда сайт «Мемориал» http://memorial.ru оказалось плодотворной идеей. Пусть и не помню точно инициалы моего мятежного прадеда, но заранее ознакомлюсь с возможностями поиска фамильного преступника.
На главной странице ресурса, озаглавленного традиционно «Никто не забыт и ничто не забыто»,обнаруживаю списки безвинно пострадавших Как поясняется для посетителей сайта, «здесь собраны ссылки на ресурсы сети с именами жертв политических репрессий». Тут же размещены ссылки на региональные сетевые представительства, содержащие местные «Электронные Книги Памяти». В интернет-подборке «ЖЕРТВЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ СССР» отмечаю выделенную строку «Омская область». Клик мышкой, и мне открываются поименные данные на 1578 репрессированных в период 1918-1939 годов и содержащиеся в фондах Государственного архива Омской области. Для розыска пострадавших под колесами государственной машины здесь предлагают использовать интерактивную форму запроса.
Перехожу по ссылке «Карты ГУЛАГа» и открываю их цифровые версии по России и регионам. Как сообщают мне создатели ресурса, «мы долго жили в стране, где засекречивалось большинство картографических материалов. Засекречивание карт приводило к тому, что представление граждан громадной страны о территории своего государства находилось в рудиментарном, не развитом состоянии». Красные точки, обозначающие места отсидок на географическом теле Советского Союза, порой сливаются в кровавые озера в районах крупных городов. Неудивительно, что их скрывали от обывателей! Количество лагерей поражает жуткой наглядностью реального насилия и обыденностью зла.