Таврический район готовит предложение для правительства области по созданию инвестиционной площадки для малого и среднего бизнеса. В нем будут индюшиная ферма, комплексная застройка жилого микрорайона, создание техагропарка и другие проекты. О тяжелом наследии, доставшемся району от его предыдущего главы Григория ЧЕРТКОВА (ныне глава Советского района города Омска), о рапсовом заводе, дорогом мазуте и дешевом газе, а также о перспективах развития малого и среднего бизнеса Юрий ПОСТОВОЙ рассказал внештатному корреспонденту «КВ» Алексею БРУСНИЦЫНУ.
— Юрий Иванович, насколько мне известно, вы на этом посту уже во второй раз. Что можете рассказать о первом сроке руководства районом?
— Это был период с 92-го по 96-й год. Я бы назвал это время совершенно другим. Как раз начался развал Союза. Тогда началась реорганизация государственных предприятий в частные. Проходила она по большей части... я бы сказал, неосознанно. Моей основной задачей как главы района было упорядочить этот процесс. Объяснять, разъяснять. Далеко не все проходило гладко. Коллективы некоторых хозяйств (на тот момент им было предоставлено право выбора) решили отказаться от приватизации. Это со временем привело к банкротству крупных хозяйств в селах Прииртышском, Новоуральском, Сосновском, в Учхозе № 2. В результате люди остались без земельных паев.
— Вы могли повлиять на эту ситуацию? И вообще, как вы считаете, достаточными ли полномочиями наделен глава района?
— Что тогда, что сейчас глава может только рекомендовать независимым хозяйственникам те или иные действия. Можно сказать, что полномочий не хватает в другом. Так, например, не смотря на разграничение полномочий главы района и главы муниципального образования, заложенное в 131-м Федеральном законе об органах местного самоуправления, нам постоянно приходится дублировать наши функции, даже по самым мелким вопросам. Мне постоянно приходится вмешиваться в дела городского поселения. Зачем вообще был присвоен этот статус? Я считаю, Тавричанке он не нужен. Городского поселения не должно быть там, где базируется муниципальный район. Раньше был отдел городского поселения под началом у главы, было удобно. Теперь управляемость в какой-то мере потеряна.
— Некоторые связывают появление у вас личного сельхозпроизводства (КХ «Зерно») с вашим пребыванием у власти. Расскажите заодно, как развивается ваш бизнес.
— Начало ему действительно было положено в 92-м году. Но занимался им тогда мой отец. Был взят кредит в миллион рублей. На эти деньги купили комбайн, трактор, первый КамАЗ. Сейчас в КХ «Зерно» работают 35 человек, КамАЗов — 9 штук. Кроме растениеводства хозяйство предоставляет транспортные услуги. Могу с гордостью сказать, что хозяйство развивается стабильно. Все стабильно, кроме погоды и мировой экономической ситуации.
— Наверное, когда шли на выборы, эта стабильность повлияла на избирателей?
— Только отчасти. Вообще в октябре прошлого года ко мне пришла инициативная группа из села Сосновского и предложила участвовать в выборах. Люди хотели, чтобы я помог разобраться с землей (доделать, так сказать, то, что было недоделано на первом сроке), решить еще целый букет проблем, который образовался в результате деятельности предыдущего главы.
— Что за букет?
— Трудно выделить самые насущные проблемы района. Ну давайте по порядку. Во-первых, проблемы с водоснабжением некоторых сел. Фактически без воды остались Пальцевка, Зеленополье, Муртук, Камышино, Гончаровка. Несколько фирм, с попустительства администрации района, повыкапывали водоводы и сдали в металлолом, а вместо него положили пластиковую трубу, да еще и с нарушениями. Мало того, что пропускной способности не хватает, так еще и передавило ее местами. На Зеленополье в ближайшее время запускаем водопровод. На 5 октября назначался конкурс на строительство участка в 8 км от Лобкова на Камышино. По проектно-сметной документации это 5,5 млн рублей. В планах заменить все старые трубы в районе на металлопластик.
Вторая проблема — это долги района по ЖКХ. На момент моего прихода они составляли 78 млн руб. Из них только 18 должны жители и предприятия.
— Как так получилось?
— В 2008 году банкротили Таврический коммунхоз — 28 млн руб. долгов перешли по наследству во вновь образованное МУП «Таврическое КЭУ». Потом в бюджете мазут был заложен по 6,5 тысячи за тонну, а фактически покупали по 10 тысяч. Транспортировка газа дорогая очень у нас получается.
— Каков же выход?
— Надеюсь на помощь регионального бюджета. Губернатор пообещал в ближайшие дни помочь финансовыми средствами в размере 15 млн рублей. Разберемся. Так вот предприятие ОАО «Газпромстройэксплуатация» дорого нам газ доставляет. Омскоблгаз, например, берет в 3 раза дешевле (как, например, в Нововаршавском районе). Мы должны 10 млн, а могли бы три.
— А вы можете выбирать транспортировщика газа?
— К сожалению, нет. Получается так: где чья труба. Хотя мне, например, удобнее работать с «Юза-Инвестом» (ООО «Юза-инвест», руководители Дмитрий и Павел ПАНЧЕНКО. — Прим. «КВ»). Сейчас они проводят газификацию Тавричанки на очень выгодных для населения условиях: они начинают проведение газа при условии оплаты этой услуги половиной жильцов в квартале. Уже три квартала в их желтых трубах. А транспортировку они могли бы осуществлять еще на 20% дешевле, чем Омскоблгаз.
— Что привело бы к снижению тарифов для населения?
— Безусловно. Есть еще один способ значительно уменьшить этот тариф. В районе до сих пор три котельные работают на мазуте, а это очень дорого. Эти затраты распределяются на всех жителей и предприятия района. Мы планируем перевести эти котельные на газ в ближайшее время, район участвует в этом финансово.
— Юрий Иванович, а что с вашим знаменитым заводом по переработке подсолнечника и рапса, он уже работает?
— Да, в ООО «Продэкс Омск» уже работают 80 человек. Они еще не запустили первую очередь производства (в настоящий момент могут производить только сушку и подработку сырья), а уже выходят на первые позиции по налоговым выплатам в районе. Принимают рапс и подсолнечник не только из Таврического, но и из других районов. Мы сейчас готовим предложение для правительства области по созданию инвестиционной площадки для малого и среднего бизнеса, в частности во взаимодействии с этим предприятием. Так, в скором времени планируется производство пеллетов (удобное топливо для котельных или частных домов) из отходов от их производства — подсолнечной лузги. Хорошим делом будет также фасовка и розлив подсолнечного и рапсового масел, которые будут выпускаться с завода цистернами.
— Для каких еще инвестиций может оказаться интересен район?
— В нашем предложении будут еще индюшиная ферма, комплексная застройка жилого микрорайона Северного, создание техагропарка, готовим еще. Мы открыты к предложениям извне. Малый и средний бизнес вообще сейчас в районе на подъеме: за первое полугодие мы даже перевыполнили план по собираемости НДФЛ.
— Насколько район способен себя обеспечивать?
— Сейчас почти на 28%, остальное — безвозмездные поступления из областного бюджета. Это неплохой показатель по области.
— Планируете ли дальнейшую политическую карьеру после окончания срока главы района?
— За эти 5 лет с озвученными проблемами бы разобраться, а там посмотрим.
Алексей БРУСНИЦЫН