В Омске специалистами Сибирской автодорожной академии разработан стандарт «Использование золошлаковых отходов (ЗШО) омских ТЭЦ для дорожного строительства». В ближайшее время документ будет направлен на экспертизу и согласование в технический комитет № 417 «Дорожное строительство», Росавтодор и РосдорНИИ. Одновременно ведутся практические работы по применению ЗШО в дорожном строительстве. Специалисты кафедры «Проектирование дорог» автодорожной академии проводят практические испытания на опытном участке, имитирующем насыпь автодороги. Для его строительства использовано 120 тонн (или 12 КамАЗов) ЗШО с золоотвала ТЭЦ-5.
Главная цель экспериментов – определить, насколько эффективно использование ЗШМ в сравнении с традиционными строительными материалами, применяемых в дорожном строительстве, такими, как песок, щебень, асфальтобетон. И в частности, как применение золошлаковых материалов отражается на деформационных свойствах дорожных одежд, а соответственно, способствует решению проблемы промерзания и вспучивания грунта как основных причин повреждения дорожного покрытия.
Опытный участок, сделанный СибАДИ, до наступления зимы планируется закрыть щебеночным основанием и асфальтобетонным покрытием, чтобы сымитировать полноценную автодорогу. Насыпь разделена на несколько зон, выполненных по разным технологиям. В конце октября в насыпь из ЗШМ были заложены цифровые температурные датчики – так называемая термометрическая коса. Это позволит определить глубину промерзания земляного полотна из ЗШМ, а также величину относительного морозного пучения золошлакового материала.