Мы, руководители предприятий и предприниматели города Омска, участники состоявшегося 23 декабря 2010 г. городского форума «Кадастровая оценка земли погубит бизнес», хотим обратить Ваше внимание на существующую в нашем регионе конфликтную ситуацию, сложившуюся после проведения в 2007 году государственной кадастровой оценки земель (далее – ГКОЗ).
Результаты ГКОЗ шокировали бизнес-сообщество города Омска: стоимость земли под коммерческими объектами (офисы, производство) выросла в 3–12 раз, что повлекло за собой существенное увеличение налоговых, арендных и выкупных платежей за землю. И дело не только в том, что кадастровая стоимость земельных участков оказалась в десятки раз выше их реальной рыночной стоимости, а в том, что кадастровая оценка была проведена с грубейшими нарушениями всех требований и регламентов, установленных целым рядом нормативных актов.
Государственные органы и органы местного самоуправления при проведении государственной кадастровой оценки земель присваивали не принадлежащие им полномочия по заключению контракта с исполнителем работ, по установлению характеристик земельных участков, по изменению утвержденных методик определения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков.
Государственная кадастровая оценка земель в г. Омске произведена ФГУП ФКЦ «Земля» в отсутствие необходимых характеристик объектов оценки, при необоснованном выборе факторов, оказывающих влияние на стоимость земельных участков, при отсутствии достаточной и достоверной рыночной информации об объектах-аналогах, что привело к грубым ошибкам и, несомненно, существенно отразилось на результатах кадастровой оценки, обусловило их неадекватность и невозможность практического применения.
Государственные органы Омской области и органы местного самоуправления г.Омска проблем, связанных с ГКОЗ не видят, а точнее – не хотят видеть.
По данным Росреестра, в 2008-2009 годах арбитражными судами рассмотрено 400 дел об оспаривании действий государственных органов по проведению ГКОЗ, из них 300 дел рассмотрено арбитражным судом Омской области. Многочисленные судебные процессы, инициированные землепользователями г. Омска, в подавляющем большинстве случаев, заканчиваются судебными актами, принятыми не в их пользу. При этом, арбитражные суды не дают оценку доводам заявителей, ограничиваясь лишь констатацией того факта, что результаты государственной кадастровой оценки земли утверждены нормативным правовым актом – Постановлением Правительства Омской области от 25.12.2007 г. № 174-п – и без оспаривания этого акта проверять результаты оценки нельзя.
В свою очередь, суды общей юрисдикции, проверяют названный нормативный правовой акт лишь на соответствие закону по формальным признакам: полномочия органа, принявшего акт, соблюдение процедуры принятия, наличие публикации и т.д. По существу соблюдение установленного порядка проведения ГКОЗ и достоверность полученных результатов суды не оценивали.
Таким образом, судебная система показала, что она не способна эффективно защищать граждан Российской Федерации, поставив во главу угла чиновничий интерес в наполнении бюджета любой ценой, а не права и свободы человека.
Между тем, экономически не обоснованная, социально несправедливая кадастровая оценка, проведенная с существенным нарушением законов математики и статистики, привела к ущемлению прав не только предпринимателей, но и простых граждан, далеких от бизнеса, но имеющих в собственности, пользовании или аренде земельные участки. В настоящее время суды завалены спорами налогоплательщиков и налоговых органов, связанных с взысканием недоимки по земельному налогу. Предприятия и предприниматели города, не способные выдержать столь значительно возросшее налоговое бремя, попросту разоряются, что, в конечном итоге, неизбежно приведет к гибели среднего и малого бизнеса в г. Омске. Доведенные до отчаяния предприниматели уже готовы к публичным мероприятиям.
Единственный орган, разобравшийся в сути проблемы и признавший факт многочисленных нарушений, допущенных при проведении ГКОЗ в г. Омске, — это Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области, которое 04.08.2010 г. вынесло беспрецедентное решение и признало согласованными действия и соглашения Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства государственно-правового развития Омской области, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Администрации г. Омска, ФГУП ФКЦ «Земля» в лице Омского филиала при организации и проведении в 2007 году работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов г. Омска, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Областные и городские чиновники, конечно же, оспаривают принятое УФАС по Омской области решение в судебном порядке. Все бизнес-сообщество города, в том числе представители малого, среднего и крупного бизнеса, объединилось в своей поддержке позиции антимонопольного органа, рассматривая указанный судебный процесс как последнюю возможность добиться справедливости в этом вопросе.
Вечные российские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». Для начала можно точно сказать, кто не виноват: это Минэкономразвития РФ и Роснедвижимость РФ, разработавшие совершенно правильные и понятные для специалистов рекомендации. Предполагалось, что таким серьезным вопросом, как ГКОЗ и заниматься будут серьезно. Однако о каком серьезном подходе можно вести речь, если муниципальный контракт по государственной кадастровой оценке 146 181 земельного участка был подписан 01.08.2007 г., а 28.09.2007 г. работы уже были закончены и результат работ сдан заказчику?
На основании вышеизложенного, убедительно просим дать поручение Минэкономразвития РФ разобраться в данном вопросе. Все доказательства и факты, свидетельствующие о допущенных нарушениях при проведении ГКОЗ в г. Омске в 2007 году, находятся в Омском региональном отделении «ОПОРА России» и в Омском областном Союзе предпринимателей.
По поручению Форума:
Президент
РОО «Омский областной Союз предпринимателей» Павел КРУЧИНСКИЙ
Председатель
Совета Омского отделения ОПОРА РОССИИ Владимир ВИНОГРАДОВ