Вадим ПАНОВ
Анклавы.
Серия: «Гиганты фантастики»
М.: Эксмо, 2009 год. — 1024 стр.
Тираж: 5000 экз.
«– Мастер, а что такое атеизм?
– Если не вдаваться в философские и теологические тонкости, то атеизм – это вера в то, что нас с тобой не существует». Такой вот ключевой диалог есть в одном из произведений цикла «Анклавы». Первым появился роман «Московский клуб» — научно-фантастический, а точнее, киберпанковский боевик о мире лет через 50 – 100. Мире, в котором вся Европа принадлежит Исламскому Союзу, в рамках которого существуют и Эль-Париж и Британский халифат. Азия разделена между Индией, Омарским эмиратом и Китаем. Центральная и Южная Америка раздроблены на мелкие страны, но реальная власть находится в руках Католического Вуду, под знаменами которого они способны объединиться против любого врага. Крупные транснациональные корпорации выделились в территориальные независимые от государств Анклавы, которые держатся на плаву прежде всего своей передовой наукой и технологией. При явном перенаселении арабы, негры, китайцы, индийцы в каждом мегаполисе живут в своих этнических районах, между которыми складываются непростые, искрящиеся от напряжения отношения. Цементом, скрепляющим каждый этнос, стала религия. У каждого своя. При этом подавляющее количество населения носит в головах специальные чипы, с помощью которых они связаны с информационной сетью и друг с другом. Эти же чипы, прозванные за свою форму балалайками, являются идентификаторами личности.
Второй роман цикла – «Поводыри на распутье» — сильнее первого. Кроме боевиковатого сюжета, в нем появляется подтекст — мистическая тема истоков и силы религий и традиций, туманно говорится о некоей древней истории разрушенного храма и о возвращении уничтоженных богов, о которых никто уже не помнит, кроме того, кто их уничтожал. А вторым планом рассказывается история китайского покорения Луны, за которым стояла провалившаяся попытка выйти на мифологические основы нации. Далее тема веры как фундамента традиций продолжается в третьем романе «Костры на алтарях», сюжетно основанной на попытках государств тайно добыть некую рукописную книгу, которую можно было забрать только после смерти ее автора.