Дмитрий БЫКОВ
Остромов, или Ученик чародея: Пособие по левитации
М.: ПРОЗАиК, 2010 год. — 768 стр.
Тираж 7 000 экз.
Дмитрий БЫКОВ как пить дать человек-оркестр. Новый его роман вновь обрушил на читательскую голову полифонию стилей, наречий, интонаций и манер. Критика скорее всего разойдется во мнениях — от «исписался» до «никогда не умел», а весь читательский класс вновь поделится на две части. Тех, кто с удовольствием предпочитает БЫКОВА, и всех остальных.
Те, кто предпочитает, конечно, в курсе, что речь в романе идет о ленинградской жизни в 1925 году. Страшноватое было, судя по тексту, время, когда бывшие и образованные растворялись в пространстве/времени, а победившие и от сохи (вернее, от станка) учились пользоваться носовым платком и постигать науки. Например, оккультные, которые предлагали им бодрые, симпатичные молодые люди в лаковых штиблетах. Бывшим автор сочувствует, победивших, случись, и на порог бы не пустил.
«Алексей Алексеевич попробовал, конечно, сунуться в Большой драматический, да куда — Монахов, Юрьев, Лаврентьев, и тм, как по старому знакомству доверительно шепнул Лаврентьев, было не вздохнуть: то «Дон Карлос» нехорош — зачем в революционерах ходит королевский сын? — то в «Коварстве и любви» мало угнетения, и комик Степанов надерзил комиссару, что если надо пролетариат, так мы поставим «Разбойников», только заступничество Андреевой и спасло». Тех, которых «спасло», было меньше, остальные пылью осыпались в жерновах социальных преобразований. Но и не в том даже дело. Куда как интересней, что автор открыто ставит оценки всем и каждому вчера и сегодня, а особенно зло, с оттяжечкой бичует носителей самых разнообразных категорий, классов и подвидов человеческой глупости, не только не редеющей, но, напротив, цветущей сегодня буйным цветом.