22-го и 15 декабря в Восьмом апелляционном арбитражном суде состоялось рассмотрение жалобы 81-летнего ветерана ВОВ Анны НИКИТИНОЙ и еще 462 акционеров ЗАО «Гончаровское», расположенного в Таврическом районе, подписавшихся вместе с ней. 20 сентября 2010 года суд первой инстанции отказался признать их долю в земельных участках ЗАО, внесенных, как утверждают акционеры, незаконно в уставный капитал последнего. В суде интересы акционеров представляют депутат Таврического районного Совета Алексей НИКИТИН и депутат Любомировского сельского поселения Таврического района Анатолий ФОМЕНКО — на вопрос корреспондента «КВ», есть ли у них юридическое образование, оба ответили, что являются юристами-самоучками. В качестве ответчика привлечен арбитражный управляющий ЗАО «Гончаровское» Александр ВАЙСБЕРГ (на предприятии введена процедура банкротства).
Права журналистов
— Ваша честь, сегодня сюда приехала почти треть села, для нас это исторический факт, потому мы просим суд разрешить нам снимать судебное заседание на видеокамеру, чтобы запечатлеть его для истории. Мы пригласили корреспондента Западно-Сибирской кинохроники, — заявил ходатайство НИКИТИН.
Судьи в замешательстве переглянулись, а затем минут пять выясняли у кинооператора, есть ли у него вообще аккредитация на присутствие в зале 8ААС. Журналист растерянно молчал в ответ, видимо, не подозревая, что судопроизводство в России открытое и доступное, что ст. 11 АПК РФ позволяет присутствовать в открытом судебном заседании без всякой на то аккредитации не только представителю СМИ, но и любому гражданину РФ.
Затем суд, невзирая на то, что в зале сидит огромное количество пенсионеров и ждет, когда же уже начнется судебное разбирательство, объявил на несколько минут перерыв, чтобы кинооператору все-таки выписали разовую аккредитацию. После всех этих показательных мероприятий суд разрешил журналисту Западно-Сибирской кинохроники находиться в зале, однако без проведения видеосъемки. Согласно ч. 7 ст. 11 АПК РФ она действительно возможна только с разрешения суда.
Селяне пытаются вернуть свои паи
Представители истцов сообщили суду, что АОЗТ «Гончаровское» было создано в 1992 году на основе одноименного совхоза, бывшего в советское время вторым по рентабельности в областном АПК, а позже переименовано в ЗАО «Гончаровское». Таврическим районным комитетом землеустроительства каждому из членов совхоза, среди которых были и нынешние истцы, были выданы свидетельства, подтверждающие право частной собственности на земельный пай в размере 14,89 гектара. Основанием для наделения паями послужил Указ Президента России № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы» от 27 октября 1993 года. Постановлением главы администрации Таврического района № 419 «О предоставлении земельных участков совхозам» от 9 сентября 1992 года совхозу «Гончаровское» в коллективно-долевую собственность был предоставлен земельный участок площадью 25 тысяч гектаров. Согласно ст. 15 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» земельная доля, полученная при приватизации сельхозугодий до вступления в силу указанного ФЗ, является долей в праве общей собственности на земельные участки земель сельхозназначения. П. 9 ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», а также ст. 18 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» говорят о том, что свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество...» от 21 июля 1997 года, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГР прав на недвижимое имущество.
Момент возникновения права собственности на земельную долю у истцов определяется датой принятия постановления главой администрации Таврического района от 10 января 1993 года «О регистрации АОЗТ «Гончаровское» (в связи с Постановлением Правительства РФ № 96 от 1 февраля 1995 года). По словам представителей истцов, земельные доли в уставный капитал АОЗТ «Гончаровское» истцами не вносились: учредительные договоры данного общества утверждены 11 декабря 1992 года, а право собственности на паи у истцов возникло лишь 10 января 1993 года — значит, и правомочие по распоряжению паями могло быть реализовано только с этой даты. Если бы паи были внесены истцами в качестве взносов в уставный капитал, то земельный комитет не выдал бы им свидетельства о праве собственности на данные земли — эти документы до сих пор никем не оспорены и не аннулированы. Также отсутствуют в материалах дела личные заявления истцов о передаче паев АОЗТ «Гончаровское» — из 462 человек имеются заявления только от 12, но и в подлинности данных заявлений истцы сомневаются. Договор между собственниками долей и АОЗТ «Гончаровское» о передаче данных паев в уставный капитал заключен не был, не было составлено также и соответствующего акта приема-передачи.
Истцы считают, что свои земельные паи они передали АОЗТ «Гончаровское» вовсе не в собственность, а в аренду, за что почти 15 лет получали от данного предприятия материальную помощь в виде зерна, сена и т. п. Сложность в том, что данные арендные отношения не были оформлены в письменном виде, все строилось только на устной договоренности. Однако в последние два года АОЗТ прекратило выполнять свои обязательства — помощь перестала поступать, деревня Гончаровское в 20 дворов на грани вымирания, в деревне Веселая Роща 100% безработицы, а землю пайщиков хотят распродать, так как АОЗТ сейчас является банкротом. Истцы просят суд вернуть им их земельные паи обратно. Еще одна сложность в том, что невозможно определить точно, кто стал акционером АОЗТ, а кто нет, так как нет единого четкого списка пайщиков. Никаких акций на руках у селян также не было, большинство из них не участвовали в реорганизации АОЗТ в ЗАО «Гончаровское», так как не были уведомлены об этом.
— Мы считаем, что бывшее руководство АОЗТ «Гончаровское» подделало списки пайщиков и незаконно внесло их паи в уставный капитал общества, чтобы завладеть частью их земли. Мы подали на соответствующих людей заявления в правоохранительные органы о мошенничестве и рейдерском захвате, — пояснил депутат НИКИТИН.
У ЗАО «Гончаровское» два кредитора
Арбитражный управляющий ЗАО «Гончаровское» Александр ВАЙСБЕРГ претензии селян не признает, считает, что суд первой инстанции вынес законный и обоснованный отказ в удовлетворении их требований. По мнению ВАЙСБЕРГА, если у истцов действительно есть свидетельства о собственности на землю, то они вполне могут обратиться в местный земельный комитет или юстицию за тем, чтобы им выделили аналогичные земельные участки на другой территории.
— Лица, которые включены в список акционеров ЗАО «Гончаровское», могут спокойно претендовать на земельные участки общества в соответствии с принадлежащими им долями — эту проблему можно разрешить, руководствуясь законом о банкротстве. Список данных акционеров мы составили на основе реестра о регистрации статуса, который вело и регистрировало само АОЗТ «Гончаровское». Пока хозяйство было успешным, никого из селян не волновало, кому принадлежит земля, а когда началось банкротство, люди засуетились, забегали, — считает арбитражный управляющий.
По словам ВАЙСБЕРГА, у ЗАО «Гончаровское» всего два кредитора — ИФНС, которой хозяйство задолжало почти 60 млн рублей, и ООО «Полтава» (Прим. «КВ» — в газете «Омское время» от 24 ноября 2010 года высказывалось предположение, что к данному предприятию имеет отношение известный предприниматель Вадим ШНАЙДЕР). Так как хозяйственную деятельность сейчас ЗАО не ведет, растет его долг по налоговым платежам за землю — примерно на 1,5 млн рублей в год. На вопрос суда, есть ли возможность у истцов договориться с кредиторами ЗАО «Гончаровское» мирным путем и получить компенсацию за земельные паи и т. п., ВАЙСБЕРГ ответил, что это будет сложно сделать. По его словам, кроме земли у общества есть и другое имущество, однако он сомневается, что его удастся продать по высокой цене, чтобы хватило денег на выплаты истцам. В итоге суд все-таки предоставил сторонам возможность попытаться заключить мировое соглашение — следующее заседание назначено на 21 января. «КВ» сообщат об итогах разбирательства.