Менять будущее проще, чем менять настоящее.
Андрей ХУСНУТДИНОВ
Гугенот
Серия «Нереальная проза»
М.: «Снежный ком», М.: Вече, 2010 год. — 400 стр.
Тираж 3 000 экз.
Первую половину романа читатель, как и главный герой Василий ПОДОРОГИН (тридцати восьми лет, разведенный муж, отец двоих детей и владелец универсального магазина «Нижний») не понимает, что происходит: звонки с предупреждениями, покушение с подрывом машины, следователь, оказавшийся не следователем, но знающий такие моменты из жизни героя, о которых он сам предпочел бы забыть, другой следователь, настоящий, на что-то постоянно намекающий, телеграммы, предсказывающие предстоящие события и т.д. Абсурд, одним словом. Читатель все время знает столько же, сколько и сам ПОДОРОГИН – ни битом информации больше. Во второй части романа наконец проявляется некая секретная организация ДЕПО в лице многочисленных непрезентабельных персонажей – бомжей, сторожей, домохозяек. Один из них так объясняет хозяину магазина их действия: «Уэллсовский аппарат предназначался для передергивания временных планов и парадокса. Я утрирую. Департамент предназначается для разработки этих планов. Наша задача: моделирование и осуществление конкретно заданной, локализованной во времени и в пространстве ситуации. Как в шахматах: формировать, предотвращать либо подталкивать события».
ПОДОРОГИН получает задания глупые, на его взгляд, и бессмысленные. Не требующие от него ни воли, ни самостоятельной мысли: скажи там-то то-то, перенеси этот пакет туда. Ему снова поясняют: «Представьте себя шахматной фигурой. Вы должны маневрировать, чтобы не стать добычей соперника и нанести ему урон. Но всегда ли может совпадать ваш успех со стратегическим замыслом? Нет ничего удивительного, что вас наказывают после успешного личного мероприятия. И наоборот, если премируют там, где с вашей точки зрения вы потерпели неудачу, в том самом месте, где вы послужили разменной фигурой, но в стратегическом плане способствовали усилению генеральной позиции». Судя по вышесказанному, роман ХУСНУТДИНОВА, если брать в грубом приближении, это что-то вроде азимовского «Конца вечности» в интерьерах Виктора ПЕЛЕВИНА с точки зрения промежуточного (между советской эпохой и перестройкой) лишнего человека пермяка Алексея ИВАНОВА.