Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Омские ателье: от униформы до авторской моды

19 января 2011 15:46
0
3803

Стоимость вхождения на рынок индивидуального пошива в Омске — около 100-120 тыс. руб. Возможность занять узкую нишу с меньшим количеством конкурентов, быстрая окупаемость при грамотном менеджменте, растущий спрос на услуги ателье — все это делает пошивочный бизнес довольно привлекательным. На сегодняшний день в нашем городе уже более 250 швейных ателье различных профилей.

Субъективное ценообразование
Александра ГРАФ
В среднем ателье трудится до десяти мастеров. Оплата чаще всего сдельная — от 25% до 50% от суммы заказа. Сезонность на рынке индивидуального пошива (индпошива) имеет два пика. Первый — это осень и предновогоднее время. Второй, «малый» сезон (май, июнь) — время, когда проходят выпускные. У специализированных ателье — своя сезонность.
Широкомасштабных рекламных кампаний швейные ателье почти не проводят, активно рекламируясь только в начале своей деятельности, когда необходимо набрать клиентуру. Потом поток обеспечивают в основном рекомендации, принцип «сарафанного радио». Исключение составляют, пожалуй, только ателье высшего класса, но в этом случае очень многое зависит от особенностей позиционирования.
Стоимость услуг индпошива определяется весьма субъективно — это признают и сами владельцы ателье. Хотя, казалось бы, все они работают по одной стандартной схеме. Для каждой модели существует базовая основа, на которую затем «наращиваются» усложняющие элементы. Каждый повышает цену на определенную величину. Также цена будет варьироваться в зависимости от категории ткани — их три. Первая — шелк, дорогая костюмная шерсть, кашемир, брендовые ткани; вторая — полунатуральные, синтетические, третья — самые простые в обработке материалы, такие как хлопок, батист, лен и пр. А вот стоимость базовой модели и каждого усложняющего элемента, а особенно услуг дизайнера и дополнительных сервисных опций (если они, конечно, есть) в каждом ателье разные. Отсюда существенная разница в ценах.
Вообще как-либо классифицировать современный индивидуальный пошив достаточно сложно. Интересен в этом смысле опыт Советского Союза. Все советские ателье четко делились на пять разрядов — высшего и первого (Дома моды), второго и третьего (ателье) и мастерские. Разница в ценах на одни и те же услуги могла достигать 40%. Собственные коллекции могли выпускать только Дома моды. Также для каждого разряда существовала своя технологическая планка — например, тот уровень качества, который был приемлем для третьего, уже не устраивал второй, и так далее. На все виды работ устанавливались стандартные цены и сроки изготовления. От качества пошива напрямую зависел разряд (а значит, и финансирование), поэтому Дома моды особенно дорожили своей репутацией.
Конечно, в современных условиях подобное разделение в принципе невозможно. Сегодня ателье может быть объединено с магазином тканей, сырья и фурнитуры, ремонтной мастерской и даже химчисткой. По видам выпускаемой продукции их можно разделить на специализированные и многопрофильные.
Среди специализированных — театральные мастерские, ателье, занимающиеся пошивом спортивной, танцевальной и эстрадной одежды, спецодежды и униформы, детской одежды и школьной формы, одежды больших размеров, меховых и кожаных изделий. Такие ателье отличает более ярко выраженная сезонность (например, для свадебной моды — «горячая пора» с апреля по сентябрь, а для танцевальной летние каникулы — мертвый сезон).
Из-за популярности танцев в нашем городе неплохо развиты ателье спортивных и танцевальных костюмов. Это «Анна Мария» (также реализует специализированные ткани и фурнитуру), «Блеск», «Движение», «Модерн» и «Линия танца».
Есть мастерские, специализирующиеся на одежде больших размеров, например ателье-магазин «Для вас». Сценическим и театральным костюмом занимаются «Bravo!» и Театральное ателье ИП Тецловой, школьной формой — «Эксклюзи» и «ШкОда», большое количество ателье шьют спецодежду и униформу. Услуги по пошиву кожаных и меховых изделий предлагают более 150 мастерских.
Что интересно, остается практически не занятой ниша индивидуального пошива мужской одежды. Некоторые ателье принимают отдельные заказы, но специализации как таковой не существует. Технологически мужской костюм слишком сложен, чтобы его можно было изготовить на оборудовании небольшого ателье — необходимы специальные паровые прессы. По мнению некоторых владельцев ателье, при отсутствии серийного производства такое оборудование просто не сможет окупиться. Поэтому для Омска практически единственным вариантом мужского индпошива высокого класса остается технология made-to-measure. Это пошив модели из коллекции известного бренда по мерке заказчика. В нашем городе такую услугу предлагает пока только одна известная марка мужской одежды.

«Антикризисный» ремонт

Некоторые ателье специализируются исключительно на ремонте. Подгонка одежды по фигуре, замена молний, уменьшение длины изделий и т.п. Ремонт в этом бизнесе — быстрые деньги. По оценкам некоторых специалистов, небольшие мастерские по ремонту начинают приносить устойчивую прибыль уже через пару месяцев после открытия. Как правило, они располагаются на первых этажах жилых домов, цокольных этажах или в бутиках торговых центров, где продают готовую одежду. Если ремонтное ателье находится в жилом доме, то его главными клиентами будут жители окрестных домов. Особых затрат на рекламу не потребуется — яркой вывески и объявлений, расклеенных в округе, обычно хватает для того, чтобы обеспечить мастерскую достаточным количеством заказов. Вообще, главное требование к месторасположению ремонтного ателье — оно должно обеспечивать большой поток клиентов. Укоротить джинсы в среднем обойдется от 100 до 350 руб., а заменить молнию в брюках от 120 до 250 руб. Ремонтное ателье можно назвать «антикризисным» видом малого бизнеса — не требует больших затрат на открытие и довольно быстро начинает приносить доход (правда, тоже небольшой).
Однако в данной нише сферы услуг уже можно приобрести бизнес по франшизе. Такую форму сотрудничества предлагает сеть ателье «Проворный ткачик». Это Санкт-Петербургская компания, с 2007 года работающая по системе франчайзинга. Ее филиалы существуют в 27 городах России. Стоимость франшизы на открытие одного ателье — 8 000 у.е. Франчайзер предоставляет стандарты, которым должны соответствовать все ателье сети и руководство по управлению. Также он предлагает различные обучающие программы. В Омске два ремонтных ателье, работающих под маркой «Проворный ткачик». Александр ШЕЛЕНКОВ, владелец: «Франшизу мы выбрали потому, что это — законченный бизнес, существует концепция развития, и есть уже наработанный опыт. Именно на сферу услуг наш выбор пал потому, что здесь, в отличие от той же торговли, не нужны оборотные средства».

Сколько стоит креатив?

Многопрофильные ателье в основном шьют легкую одежду, но могут иметь и несколько специализаций — все зависит от квалификации мастеров. По уровню цен и спектру предлагаемых услуг среди них можно (хотя и довольно условно) выделить три класса: эконом, медиум и люкс.
Возьмем для примера достаточно стандартный заказ: костюм на подкладе, состоящий из прямой юбки и классического жакета. Стартовая цена такой юбки (как базовой модели, без усложняющих элементов) колеблется от 450 руб. до 3200 руб., жакета от 1000 руб. до 6000 руб.
Ателье эконом-класса больше всего. Помимо изготовления одежды они часто занимаются и ремонтом, который составляет существенную статью их доходов. Спектр услуг сильно ограничен. Клиент сам определяется с моделью, покупает ткань (а часто и все расходные материалы — клеевые, нитки и т.п.). Качество пошива довольно непредсказуемое.Цена на вышеописанные позиции (юбка и жакет) составит 450-1000 руб. и 1000-2000 руб соответственно.
Ателье медиум-класса изготавливают изделия более высокого качества. Хотя оно по-прежнему сильно зависит от квалификации конкретного мастера и требовательности хозяина ателье к персоналу. Здесь клиенту помогут определиться с моделью (функции дизайнера будет выполнять скорее всего конструктор), но за тканью по-прежнему придется идти самостоятельно. Стартовая цена будет варьироваться в пределах от 1 100 — 1 500 рубу. за юбку и от 2 000-3 500 руб. за жакет. Хотя граница между медиум и экономклассами все же весьма условна.
Класс люкс — уже качественно иной уровень обслуживания клиента и иной уровень цен. Последние по обозначенным позициям составят от 1 500 и от 3 500 руб. соответственно. Среди наиболее ярких представителей этого класса — арт-гостиная «Арджента», «Салон-мастерская Валентины Бебех», дизайнерская мастерская «Артишок», дизайнерская мастерская «Hand Made», «Авторский модный дом Евгении Шаповаловой», салон-ателье «Анна Ден» и «Порфира».
Ателье класса люкс обязаны предоставлять портфолио — клиент должен видеть уровень работы мастеров. «Салон-мастерская Валентины Бебех», «Арджента», салон «Анна Ден», «Шанталь», «Порфира» выкладывают его на собственном сайте, «Артишок» также сообщает о планируемом запуске собственного сайта. Анна ДЕН, владелица салона свадебной и вечерней моды отмечает, что довольно большая часть клиентов приходит, узнав о них как раз из Интернета, а также справочника «Дубль-гис».
Обслуживание уровня люкс предполагает полное «ведение» клиента от момента первого звонка до финальной фотосессии (для вышеупомянутого портфолио). Дизайнер должен помочь клиенту определиться с моделью, предоставить на выбор несколько эскизов. Часто в ателье класса люкс разрабатывают не одну-две модели, а весь гардероб, учитывая взаимную сочетаемость вещей, индивидуальный стиль, особенности внешности заказчика. А вот подход к обслуживанию клиента может существенно различаться. Например, владелица дизайнерской мастерской «Артишок» Алена ВИНИДИКТОВА придерживается следующей позиции: «Дизайнер всегда всего лишь комбинатор каких-то исходных элементов относительно заказа. У многих складывается мнение, что он должен сам все придумать, понять, что у клиента в голове. Но это всего лишь помощник. Чаще всего весь индивидуальный заказ — это воплощение идей самих заказчиков, а не дизайнерские причуды. Когда вы покупаете марку — это авторский дизайн, когда вы заказываете вещь — вы заказываете самого себя. Мы можем помочь, но спорить с клиентом не будем. Во-первых, это коммерчески нецелесообразно, во-вторых, о вкусах не спорят».
Иной подход в авторской моде. Такую одежду отличает уникальный дизайнерский почерк. Клиент приходит с желанием одеваться именно у этого мастера. Как правило, владелец ателье обычно является одновременно и главным дизайнером, работая на продвижение собственного имени. Как ателье авторской моды позиционируют себя «Салон-мастерская Валентины Бебех», салон «Анна Ден» и «Авторский модный дом Евгении Шаповаловой». Евгения выпускает коллекции одежды, но в Омске известна больше как создательница авторских свадебных и вечерних платьев. Любимая техника — роспись по ткани. На задачу дизайнера она смотрит так: «Есть тонкая грань между видением художника и желанием клиента. У меня была долгая школа, меня научили угодить и себе, себя не обмануть, и людям, которые хотят видеть что-то свое. Если ты просто работаешь на клиента, потакая его капризам и понимая, что ничего хорошего не выйдет, значит, ты не профессионал. Твоя задача — расположить к себе клиента, чтобы он доверял тебе и не пожалел об этом».
Оценка труда дизайнера — крайне сложная и субъективная задача. В авторской одежде создатель вправе сам оценивать свое творчество, клиент либо соглашается, либо нет. Вот что об этом думает Евгения ШАПОВАЛОВА: «Ко мне приходят за неповторимым. Люди могут спросить, а почему, мол, это платье столько стоит, там же и ткани вроде не много? Да, странно, но почему-то именно оно вам больше всего понравилось. Какие-то экстраординарные идеи по определению не могут приходить по расписанию. Цена зависит не только от исполнения, но и от идеи».
Особое внимание в классе люкс уделяется качеству изделия — от этого напрямую зависит имидж ателье, поэтому за ним тщательно следят. Например, перед раскроем ткани для многих моделей в обязательном порядке составляется и подгоняется по фигуре клиента макет из бязи. Это позволяет избежать возможных ошибок при работе с дорогой тканью. Владелица дизайнерской мастерской «Hand Made” Ольга БЕТЕХТЕНА: «Мы привыкли к высокому уровню качества, и сами требовательны, и клиенты тоже. Начинаем всегда с отработки конструкции, чтобы посадка изделия была идеальной. И только после этого работаем уже с материалом, с учетом его технологических особенностей».
В отношении потребителей к индивидуальному пошиву Валентина БЕБЕХ, владелица салона-мастерской авторской одежды отмечает следующую тенденцию: «У некоторых людей сложился определенный стереотип (еще с советского времени), что ателье — это «пришел, заказал, тебе испортили». Нарисовали одно, сшили другое. И мы сейчас «переламываем» это. Люди начинают постепенно привыкать, что в ателье могут сделать даже лучше, чем нарисовали». О растущем спросе индивидуального заказа и внимании к качеству говорит и владелица салона свадебной и вечерней моды Анна ДЕН: «Сейчас все меньше и меньше становится людей, которые боятся шить на заказ. У нас различные ценовые категории, но если мы и экономим, то не на работе, а на используемых материалах. А к клиенту всегда подходим индивидуально — на каждого строим индивидуальные лекала по точкам. Мы, как хирурги — кому нарастим, кому уберем».
Еще одна немаловажная услуга, которую должны предоставлять ателье класса люкс, — подбор тканей. В случае, если ателье не предлагает собственных каталогов, дизайнер сопровождает клиента в магазине (одни включают эту услугу в стоимость пошива, другие предоставляют ее за отдельную плату). Ольга БЕТЕХТЕНА: «Расценки у нас не самые низкие, поэтому в них заложено все обслуживание от разработки дизайна до поиска материала — этим мы клиентов стараемся не «грузить». Однако бывает, что поход с клиентом по магазинам необходим и после него модель может поменяется с точностью до наоборот».
Ассортиментом омских поставщиков тканей (таких магазинов, как «Омтекс», «Волентекс», «Брависсимо», «Прованс», «Модница», «Royaltex», «Stoff-Galerie», «Ткани» ИП Салтанов и др.) довольствуются почти все омские ателье. Исключение составляет «Арджента», которая дополнительно предлагает каталоги известных европейских брендов, «Артишок» также прибегает к услугам других поставщиков. «Hand Made” ведет переговоры о поставках итальянской и испанской кожи, но в тканях тоже пока довольствуется местным ассортиментом. Как отмечает Валентина БЕБЕХ, мода меняется каждые полгода и затраты на покупку тканей себя не оправдывают.
Помимо легкой одежды, некоторые ателье класса люкс имеют специализацию. Например, «Hand Made” работает с кожей и мехом, «Арджента» занимается тканевым декором интерьеров, «Артишок» все больше принимает заказы именно на корпоративную одежду. Алена ВИНИДИКТОВА: «Сейчас мы ориентируемся именно на промышленную и корпоративную одежду и стараемся не распыляться, потому что последние два года экономические условия очень жесткие. Но индивидуальный заказ, конечно, по-прежнему остается, ведь дизайнеры реализуются в таких творческих проектах».


Кадры решают все
Остро стоит для всех ателье кадровая проблема. В швейном деле опыт мастера во многом определяет качество его работы, хотя специальное образование тоже немаловажно. Владельцы ателье признаются, что найти хорошего мастера довольно сложно. Ольга БЕТЕХТЕНА: «Все наши мастера с высшим технологическим образованием, практического опыта у них порядка 10-15 лет. Но не всегда образование показатель, потому что нужны ручки умелые. Иногда у нас девочки выпускаются из институтов — никакие специалисты. А вот если есть желание работать, мы готовы обучать, передавать какие-то свои наработки. Главное, чтобы у человека было желание, чутье, аккуратность, понимание, как должно выглядеть изделие, и в том числе понимание клиента». Однако обучение новичков требует времени. Поэтому большинство владельцев все же отдают предпочтение сотрудникам со специальным образованием.
Как уже было сказано, клиент приходит в ателье, желая шить именно у конкретного человека (дизайнера или конструктора). И здесь часть клиентов отбивают швеи-надомницы, которым не нужно тратиться ни на рекламную кампанию, ни на аренду помещения, ни на налоговые отчисления, поэтому цены у них ниже. Но ищут таких швей исключительно по знакомству и рекомендациям, да и найти хорошего мастера тоже сложно. К тому же при пошиве некоторых вещей определенный уровень качества достигается только на специализированном оборудовании. Валентина БЕБЕХ также говорит о существующем в ее ателье четком разделении труда: «У нас есть отдельно конструктор, который снимает мерку, проводит примерки и т.п. (на каждого клиента строится отдельная конструкция). И есть мастера, которые непосредственно отшивают изделие. Каждый должен заниматься своим делом. Один должен качественно кроить, другой — шить». Кстати, подобное разделение позволяет обезопасить ателье от того, что мастера могут переманить клиента.

Выйти на уровень бренда

Относительно тенденций развития рынка владельцы ателье, с одной стороны, говорят о достаточно высоком уровне конкуренции, но с другой — уверены, что этому рынку еще есть куда расти. Валентина БЕБЕХ: «Сейчас в связи с кризисом произошел сильный скачок цен на брендовые вещи, и люди, имеющие средства, уже начинают задумываться над тем, стоит ли покупать втридорога. Мы же можем создавать те вещи, которые стоят дорого, выглядят красиво и стоят дешевле брендовых».
Если рассматривать более долгосрочную перспективу, то здесь у пошивочного бизнеса может быть несколько путей развития. Когда мастерская — только начало большого дела, то есть вариант начать производство готовой одежды. Однако занять нишу на этом рынке нелегко из-за жесточайшей конкуренции. Хотя прецеденты все же есть — молодой перспективный бренд женской одежды «Ано» родом именно из Омска. Швейная фирма «Лидер» с успехом занимается производством верхней одежды. Если все же расти в этом направлении, предстоит расширять производство, налаживать выпуск коллекций, работать над продвижением торговой марки. В некоторых случаях индивидуальный пошив оказывается все же выгоднее. Валентина БЕБЕХ: «Мы начинали как салон готовой одежды — отшивали изделия и продавали их потребителям. Но столкнулись с такой проблемой: изделия высокого качества, из дорогих тканей имели соответствующую цену. А на этом уровне мы не смогли конкурировать с известными брендами. Поэтому перешли на индивидуальный пошив».
Можно продолжать совершенствоваться на уровне индивидуального пошива: развивать авторскую моду, повышать уровень качества, осваивать тонкости работы с клиентом, предлагать эксклюзивные решения (например, ручная работа), словом, делать ставку на предельную уникальность продукта и определенную, не слишком широкую аудиторию. В этом случае можно расширять рынок сбыта. Например, Евгения ШАПОВАЛОВА реализует свои вещи не только в Омске, но и Санкт-Петербурге, Новосибирске и за рубежом.
Можно развивать сеть ателье — такой подход больше характерен для эконом и медиум классов (например, сеть ателье «Аленка», «Виктория», «Ирина» и др.)
Другой вариант — подключение смежных областей (интерьерный текстиль, мелкосерийное производство (корпоративные заказы, спецодежда), создание аксессуаров, ремонт, химчистка, мех/кожа, продажа тканей и сырья и т.п.). Например, ателье «Stoff-Galerie» с успехом занимается розничной продажей тканей.
В целом омский рынок ателье еще нельзя назвать заполненным. Несмотря на высокий уровень конкуренции, перспективы для роста и развития еще есть. Одних кризис переориентировал, другим привел новую клиентуру. В пошивочном бизнесе, как и в любом деле, касающемся моды, личность владельца полностью определяет то, каким будет конечный продукт. Как известно, почти все известные кутюрье начинали с маленькой мастерской и больших амбиций...






<врезка>
Сколько стоит открыть ателье? (минимальные расходы)

Аренда помещения: 8 000 -10 000 руб. в месяц
Зарплата персоналу (3 чел): 25 000 — 30 000 руб. в месяц
(в среднем в Омске оклад швеи составляет 7 000-8 000 руб., закройщика — 9 000-10 000 руб, однако большинство ателье предпочитают сдельную систему оплаты. Это лучше мотивирует персонал и снижает вероятность «левых» заказов. Здесь оклад включен в расчет на случай небольшого количества заказов в первое время)
Техника, мебель, расходные материалы: 52 000-64 000 руб. (разовое вложение)
Пакет документов: 10 000 руб.
Реклама: 5 000-15 000 руб. (активная реклама первые 1-2 месяца)
Вывеска: 5 000 руб.


Александра ГРАФ 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Книжный клуб: «Защититься от реальности»

Реальные факты, художественный вымысел

11 декабря 22:56
0
209

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.